У Татьяны Тукане из Даугавпилса четверо детей. Двое занимаются хоккеем. Тренировки продолжаются, но сейчас с ребятами работают другие тренеры.
«Нас волнует этот вопрос, дети привыкли к своим тренерам, доверяют им. У детей много вопросов. Всё-таки они идут к тренерам, к отдельным личностям. Потому что, если ребенку не нравится тренер, он может перестать заниматься спортом»,
— говорит Татьяна.
В спортшколе Даугавпилса идёт языковая проверка. Часть тренеров её не прошли, их ждёт повторное тестирование. Татьяна Тукане считает, что проблема надуманная. В её случае тренер общался с детьми на обоих языках.
«Почти всегда присутствую на тренировках своих детей и слышу, как тренеры, говорят с детьми и на латышском, и на русском языке, если ребёнок не понимает по-латышски.
Возможно, было какое-то волнение у тренеров. Даже не знаю, как это объяснить, почему у них проблемы. Дети просто могут забросить данный вид спорта. Этого боюсь не только я, но и остальные родители», — признает Татьяна.
В спортшколе Даугавпилса работает 102 тренера. Проверки начались с 16 октября и продлятся до 6 ноября. Ежедневно собеседование очно или онлайн с инспектором госязыка проходит от 3 до 5 человек.
Кто-то из тренеров уже написал заявление об уходе по собственному желанию, но связано ли это с проверками однозначно ответить нельзя, объясняет директор спортшколы Эрик Шевченко.
«Мне трудно комментировать — это из-за языка или не языка. Здесь каждый себе хозяин, если ко мне приходят педагоги и пишут заявление об уходе по собственному желанию, то я ничего не могу поделать — это выбор каждого. Пока мы не считали и не считаем, все в работе. Это я могу сказать после 6-го числа, когда буду знать точное количество тренеров — сколько ушло, а сколько осталось и, у кого проблемы с языком в данный момент», — говорит директор.
Руководитель управления по делам молодёжи и спорта Даугавпилса Валерия Линкевич отмечает, что тренировочный процесс не остановлен ни в одной из групп.
«В данный в спортшколе есть тренеры, которые написали заявление по собственному желанию, но тренировочный процесс в спортивной школе полностью осуществляется. Выполняется программа, а на место тренеров, ушедших из школы назначены заместители, те кто их замещает, то есть взял группу под свою ответственность или группы были объединены, или тренер взял себе в нагрузку ещё одну группу», — говорит Линкевич.
По ее словам, заявление об уходе по собственному желанию написали три тренера. Те, кто не прошёл проверку, будут отстранены от работы, но через три месяца могут пройти повторную.
«Тренеров отправим на обучение по повышению квалификации по знанию госязыка. Они будут отстранены от должности до трёх месяцев. У них будет возможность выучить язык, пересдать и вернуться к занимаемой должности», — говорит Линкевич.
Со слов тренеров, пожелавшими остаться анонимными, самые большие проблемы могут возникнуть у отделений волейбола и фехтования.
В управлении спорта и по делам молодежи отмечают, что потенциальную потерю кадров могут восполнить специалистами из других регионов Латвии или студентами Даугавпилсского университета.