На первый взгляд все выглядит прилично. Новый лифт и современная застекленная шахта. Трудно себе представить, что они могли стать причиной трагедии. Зайти в этот лифт можно внутри здания на любом этаже, кроме первого. Здесь вход представляет собой поднимающиеся жалюзи, которые выходят наружу здания. Открываются и закрываются они только изнутри кабины — с помощью кнопки. Снаружи это сделать невозможно.
«Пациенты постоянно спускаются вниз на лифте, поднимают эти жалюзи и выходят. Закрыть их снаружи невозможно. И если кто-то вызовет лифт сверху, он так и поедет с дверью нараспашку»,
— поясняет Дина Инкена, директор Вараклянского центра здоровья.
Вероятнее всего, так и произошло в день, когда семья с почти двухгодовалым сыном пришла в центр навестить бабушку. Вниз с последнего этажа они решили спуститься на лифте, который как раз стоял с открытой дверью. Возможно, забежав в кабину на последнем этаже, ребенок тут же бросился к стеклу шахты, чтобы полюбоваться видом. И — упал в примерно 30-сантиметровую щель между полом лифта и стеклом шахты.
Вопросов остается много. Кто спроектировал, утвердил и принял в эксплуатацию систему, в которой шахта лифта намного больше, чем сама кабина. Почему лифт мог спокойно ездить по этажам с распахнутой дверью, и почему закрыть и открыть ее можно только изнутри.
По словам директора пансионата, пациенты уже не раз вручную «откупоривали» эти жалюзи снаружи, таким образом выводя из строя их электрический механизм. С неудобствами были готовы мириться все. Пока не произошло несчастье.
Дверь оставалось не задвинутой часто, признает Дина Инкена. Сегодня она говорит:
«Я готова взять на себя психологическую ответственность за произошедшее. Кто виноват юридически — покажет следствие».
Глава вараклянского самоуправления Марис Юстс утверждает — с момента установки в 2011 году лифт неоднократно проходил проверки и
о таких нарушениях никто не сигнализировал.
В муниципалитете не исключают, что главу центра здоровья накажут — выговором.
«У нас было было собрание со всеми вовлеченными в процесс установки лифта сторонами. Я думаю, каждый работает, чтобы понять — будет он виновным или нет. Конечно, если виновной будет признана руководитель центра — со стороны думы последует реакция», — говорит Юстс.
Как уже писал Rus.lsm.lv, практически сразу после гибели в шахте лифта малыша, глава Центра по защите прав потребителей Байба Витолиня заявила, что «этот лифт не соответствовал требованиям. Там не должно было быть такой большой щели, максимум — 2 сантиметра».
Тогда же государственное Бюро по контролю за строительством заявило, что лифтом пользоваться нельзя. Действительно, как убедились журналисты LTV7, пока идет следствие, лифт не работает. Лежачих пациентов персоналу центра приходится носить по лестницам.