Пожар в Гаркалнском лесу начался в пятницу 9 июля после полудня. Неподалёку от жилых домов. Первым на пути огня мог оказаться дом семьи Каненбергсов.
«Была вначале большая паника, потому что видели, что пожар распространяется с большой скоростью, бежали с шлангами за забор, поливали там траву», — рассказывает Кристофер.
Их сосед Сергей Филипченко о пожаре узнал от брата:
«Брат был дома, звонит, говорит: «Наверное, мы сгорим». Бегали все по лесу с лопатами. Когда большое пламя улеглось... импровизированную защиту песочную сделали. Страшно, а что сделать? Всё равно ничего нельзя. Если бы ветер был сюда… Просто повезло».
Огонь шёл в сторону домов — и, когда до них оставалось менее 100 метров, ветер изменил направление, а вместе с ним повернул и огонь.
Пожар был настолько сильным, что его удалось ликвидировать только к вечеру воскресенья. Выгорело более 21 га леса — это почти как 2 парка Кронвалда. Больше всего пострадали молодые посадки, и они же были одной из причин быстрого распространения огня.
«Когда посадки молодые, то горит не только у поверхности земли, огонь охватывает всё дерево: ветки низко, и оно больше нежизнеспособно. Это большая трагедия, придётся начинать всё сначала, мы отброшены назад на 20-25 лет. Молодые деревья придётся спилить — и сажать по новой», — рассказал Андрис Упениекс, лесничий Гауйского лесничества Rīgas meži.
Точный ущерб ещё не посчитан, но даже приблизительно он очень большой.
«Сотни тысяч. Этот лес рос 10-20-30 лет — и теперь его ценность 0. Все деньги, которые были потрачены на уход за этим лесом, полностью потеряны. Если бы был старый лес, его можно было бы спилить и использовать, а здесь только потери. Люди сажали, ухаживали — и всё погибло», — добавил Андрей Аситис, глава пожарной станции Инчукалнского леса Государственной лесной службы.
Впрочем, более старые сосны, которым по 60-80 лет, возможно, выживут — если обгорела только кора, их сразу спиливать не будут. Как рассказали лесничие, 30 лет назад в этом же самом месте в Гаркалне уже был сильный пожар — и старые деревья тогда выжили. Согласно статистике, чаще всего в Латвии ллеса горят в окрестностях Риги, Юрмалы и Даугавпилса.
«Неосторожное обращение с огнём, бывает, и злоумышленное, бывает от техники. Летом на мотоциклах, квадрациклах катаются по лесу, по торфяным полям: в коллекторе собирается пыль из торфа, образуются угольки, падают на землю и происходит огонь», — пояснил Зигмунд Яункикис, замначальника Отдела охраны леса и среды Государственной службы леса.
Лесники призывают в такую жаркую погоду избегать прогулок по лесу. С начала года в Латвии произошло уже 290 лесных пожаров — и выгорело 252 га.