В среду на пресс-конференции, состоявшейся почти год спустя после трагедии в Золитуде, Калнмейерс заявил, что полиция не затягивает расследование и оно ведется в соответствии с размером ущерба и сложностью дела. По словам генпрокурора, работа полиции организована квалифицированно, и сообщения о том, что сам Калнмейерс раскритиковал работу полиции, являются неудачной интерпретацией его слов, искажающей истину.
Это уголовное дело является крупнейшим в истории Латвии, и при его расследовании спешка недопустима.
Сразу после трагедии правоохранительные органы не поддались на давление общества, никого не задержали и не объявили подозреваемым, поскольку для того, чтобы назвать кого-то подозреваемым, у следствия должна иметься доказательная база, отметил Калнмейерс. Сейчас такой доказательной базы еще нет, полиция ожидает результатов экспертиз. Если бы кто-то был задержан сразу после обрушения и получил статус подозреваемого, то начался бы отсчет определенного законом срока расследования, и спешка могла бы отразиться на его качестве, пояснил Калнмейерс.
Процесс может ускориться, если в ноябре будут готовы отчеты экспертов, и полиция сможет передать материалы дела в прокуратуру.
Калнмейерс подчеркнул, что со своей стороны определенных сроков передачи дела в прокуратуру для полиции не устанавливал; если это будет сделано до конца года — хорошо, однако это не главное, важно качество, чтобы можно было передать дело в суд и привлечь к ответственности виновных.
В свою очередь начальник Главного управления криминальной полиции Андрей Гришин рассказал, что расследованием уголовного дела занимается группа из 48 следователей, и в случае необходимости к нему можно будет привлечь еще больше сотрудников.
Полиция изъяла 275 тонн вещественных доказательств — различных строительных конструкций и материалов, 200 папок с десятками тысяч документов, а также электронные носители информации. Потерпевшими признаны 105 человек, допрошено 400 свидетелей, большая часть из которых — неоднократно. В качестве экспертов к делу привлечены специалисты Рижского технического университета, итоговое заключение которых о причинах трагедии ожидается в ноябре.
«Сейчас мы находимся на заключительной стадии, уже скоро в уголовном деле появятся подозреваемые, ожидаются результаты экспертизы, которые определят причины произошедшей трагедии, и тогда станут известны имена тех, чье преступное бездействие, халатность привели к смерти людей», — сказал Гришин.
Он также напомнил о первичных результатах экспертиз, согласно которым обрушившаяся здание магазина Maxima в Золитуде было изначально ненадежным и представляло угрозу для сотрудников и покупателей магазина задолго до трагедии.
Гришин рассказал также, что полиция расследует еще одно уголовное дело, которое было возбуждено в июне по факту нарушения правил охраны труда, повлекшего гибель четырех сотрудников магазина Maxima. Оно расследуется вместе с основным уголовным делом о трагедии.
Гришин подчеркнул: полиция стремится завершить следствие как можно скорее, однако перед ней никогда не стояло никаких конкретных сроков с конкретными датами. Возможно, отметил глава Управления полиции, желание передать дело в прокуратуру до конца года исполнится, но это не самоцель, ради которой можно было бы потерять качество расследования.
После трагической гибели под обрушившимся магазином Maxima в Золитуде 54 человек полиция начала расследование происшедшего. Спустя два месяца правоохранительные органы были вынуждены признать, что рассчитывать на скорые результаты следствия нельзя.