Домская площадь

Латвия на втором месте с конца по финансированию науки в Европе

Домская площадь

«Чудовищные незнания и невежество». Глава Ассоциации журналистов о новом шефе LTV

Фауна Латвии: зeленые попугаи и шакалы – томатоеды

Фауна Латвии теперь — и зеленые попугаи, и опасные шакалы-томатоеды

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

В Латвии в последние годы все чаще встречаются экзотические животные и птицы. Нет, речь идет не о сбежавших из частных владений любителей экзотики кенгуру или страусах, а их в наших лесах тоже видели. Такие случаи единичны. Мы говорим о видах, которые в Латвии редки, однако, медленно, но верно они заселяют наши леса и поля. Прежде всего это шакалы.

Откуда они появились, опасны ли они для нашей традиционной фауны? Мнения ученых и охотников диаметрально расходятся.

Первые шакалы были замечены в Латвии лет 6-7 назад. Но тогда такие встречи были редкостью. Конечно, сегодня нельзя говорить о массовом нашествии этих хищников, но факт, что их в Латвии становится все больше подтверждают и учены и охотники. Речь идет о шакале обыкновенном или золотистом волке. Этот вид обитает в Африке и Азии, а также на Украине и Венгрии, их замечали также в Польше.

Ведущий исследователь Латвийского государственного института лесного хозяйства Silava Янис Озолиньш отмечает, что сейчас эти животные постепенно распространяются на север, в страны Балтии. Шакалы не боятся холода, потому что их родина – степи, где ночи тоже весьма холодные. Почему же к нам пришли эти хищники?

«Просто люди создали ландшафт, похожий на степь. Хозяйственные поля и угодья мало отличаются от ареалов, в которых шакалы жили тысячи лет назад», — говорит Озолиньш.

Он уверен, что шакалы не представляют опасности для латвийской фауны, и объясняет почему.

«Если бы их искусственно завезли люди — это было бы опасно. Но если шакалы пришли сами — значит, это естественный процесс и фауна постепенно приспосабливается к новым видам. К тому же, у нас большая популяция серого волка, который является конкурентом [шакала]. Так что особенного риска тут нет, просто надо следить за этим процессом», — говорит Озолиньш.

Глава Латвийской ассоциации охотников Харальд Барвикс говорит, что тенденция плохая, потому что количество шакалов увеличивается. По его словам, статистики по Латвии нет, но вот в Эстонии в прошлом году было убито 64 шакала. Он категорически не согласен с мнением ученого Яниса Озолиньша о способе появления шакалов в Латвии и о том, что они безопасны для нашей фауны.

«Я думаю, что шакал завезен искусственно, потому что в первую очередь он появился в районе эстонского заповедника. Видимо, кто-то держал шакала в качестве домашнего животного, потом надоело, выбросили, и они размножились. И странным образом он пошел с севера на юг», — говорит глава ассоциации.

Барвикс уверен, что распространение шакалов представляет для латвийской фауны очень серьезную угрозу

«Животное крупнее лисицы и чуть меньше волка занимает эту нишу. В тех странах, где он оказался естественным путем — в Болгарии, Венгрии — шакал наносит очень большой урон охотничьей фауне. В некоторых регионах он полностью истребил косуль. Это же грозит нам, если мы не будем своевременно истреблять шакалов или стараться держать их популяцию ближе к нулевому уровню. Проблема в том, что он не боится людей и живет рядом с человеком очень незаметно, и он всеяден — он ест не только куриц и домашних кошек, но и огурцы с удовольствием, и тыкву, и помидоры с удовольствием поедает», — говорит Барвикс.

В Европе отстрел шакала находится под строгим контролем, поэтому, как говорит глава Ассоциации охотников, в Латвии отстрел этого хищника разрешен только с 15 июля по 31 марта.

Но в Латвии встречаются не только редкие для нашей страны животные, но и птицы, рассказывает орнитолог Руслан Матрозис. И даже не редкие, а экзотические для наших краев. Но вот путь их появления отличается от того, как к нам попадают млекопитающие.

«В основном это те, которые случайно сюда залетают на короткое время и потом, как правило, через некоторые время улетают. Из очень экзотических временами залетают грифы — очень крупные хищники, размером с немецкую овчарку. Эти виды обитают на самом западе Европы, в Испании, в горах. Но когда летом теплый воздух идет со стороны запада, то некоторые из них долетают даже до Балтии. Иногда они бывают очень спокойны и подпускают людей довольно-таки близко», — говорит орнитолог.

Как отмечает специалист, в Латвии есть некоторые так называемые бывшие редкие птицы, которые уже стали постоянными обитателями и даже вытесняют своих сородичей.

«Надо отметить белую цаплю. Большая белая цапля — это вид, который похож на нашу серую цаплю. Раньше он встречался на юге, но постепенно численность возрастала, и теперь белых цапель почти больше, чем серых цапель. Они заняли нишу и выдавливают серую цаплю», — рассказывает ученый.

Но цапли — это ладно. Как говорит орнитолог, не исключено, что в скором времени в Латвии будут гнездиться совсем уж экзотические для наших широт птицы.

«Недавно в Латвии первый раз наблюдали зеленого попугая. В Литве было несколько наблюдений, у нас — в Лиепае. Так что не исключено, что с потеплением климата они будут у нас гнездиться», — заключил орнитолог.

Как уже писал Rus.lsm.lv, в Латвии насчитывается свыше десятка так называемых инвазивных видов — чуждых нашей геоклиматической зоне растений и животных. На уровне ЕС принята директива о пресечении размножения инвазивных видов и борьбе с ними, согласно которой каждая страна-участница Евросоюза должна начать с того, чтобы составить собственно список «пришельцев», а затем уже наметить меры, которые против них предпримет.

В Латвии, как признали специалисты, чуждых видов может насчитываться несколько десятков. Одним из лучше всего акклиматизировавшихся в местных условиях привозным хищником, например, является американская норка.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное