Литература потенциальных террористов — какая она? Чёткого ответа на этот вопрос и списка опасных книг Полиция безопасности пока что не дала. Поэтому библиотекари находятся в смятении.
«Если будет необходимо усилить внимание, то мы будем ждать от Полиции безопасности такой просьбы. Делать это самим, пока никакой необходимости нет. Мы не можем ограничить доступ к каким-то интернет-страницам, потому что не получали от Полиции безопасности никакого списка. Вообще борьбу с терроризмом и терроризмом в интернете должны вести специально обученные люди. Иначе можно нанести ещё больший вред», - считает представитель Национальной библиотеки Аугустс Зилбертс.
«Мы до сих пор не получили никакого официального письма о том, что мы должны делать. Мы все прочли это только в новостях, в интернете», - подтвердила
глава департамента обслуживания клиентов библиотеки Латвийского университета Алдона Волкова.
Рекомендации размещены на сайте Полиции безопасности. Библиотекарей просят обращать особое внимание на посетителей, которые интересуются исламом, террористическими организациями и материалами пропаганды. Также просят обращать внимание на открытое выражение поддержки терроризма и демонстрацию логотипа террористических организаций.
«Цель рекомендаций, как это указано в буклете — обратить внимание библиотекарей на те знаки, которые могут свидетельствовать о радикализации персоны в интернете, и попросить сообщать о подозрительных случаях. Дальнейшие действия в компетенции Полиции безопасности. Напомним, сообщать о подозрительных случаях — обязанность каждого члена общества», - пояснили LTV7 в Полиции безопасности.
Журналист Латвийского телевидения и востоковед Фредерик Озолс считает, что начинать нужно не с библиотек. Он в своё время сам интересовался исламской литературой — потому что изучал Восток.
«Это не всегда значит, что человек начнет искать интернет-журнал «Дабик» или ещё какие-то источники, которые упомянула служба безопасности. Человек начинает избегать общения, появляются какие-то интересные отношения к алкоголю, к каким-то дискотекам, к каким-то мероприятиям», - отметил Озолс.
Вопросы возникают не только к самим рекомендациям, но и к методу их распространения.
«Меня смущает, что это сделано открытым текстом. Я думаю, наблюдения такого рода нужно вести, так сказать, скрытой камерой. Мне кажется, что это недостаточно профессионально сделано», - считает профессор-востоковед Леон Тайванс.
Однако рекомендации Полиции безопасности профессор-востоковед считает необходимыми, потому что ислам бывает разный:
«В одной руке Коран, в другой руке автомат Калашникова. Вот такой Ислам очень токсичен, он очень умело и грамотно пропагандируется».
Леон Тайванс утверждает, что присматривать за читателями будет не сложно. Во многих библиотеках знают практически всех посетителей.