В парке можно увидеть трупы животных, а многие люди стали свидетелями мучений животных. Владельцы лошадей и коров хотят, чтобы для них сделали исключение и не заставляли соблюдать ряд требований в отношении этих животных. Против этого возражают надзорные ведомства, которые подчеркивают — коровы и лошади не считаются дикими животными.
В некотором отдалении от туристических троп в Кемерском парке, на Дундурских лугах в Джукстской волости, копятся останки мертвых коров и лошадей. Их там много, а природные санитары очевидно с таким обилием не справляются. Но трупы животных никто никуда не увозит.
«Там нет горы трупов», — утверждает руководитель общества Ķemeru Nacionālā parka fonds («Фонд Кемерского национального парка») Андрис Лиепа. Программа De facto убедилась, что это не так — на лугах действительно много останков животных.
Животные принадлежат возглавляемому Андрисом Лиепой Ķemeru nacionālā parka fonds, который был создан бывшими работниками парка. Управление охраны природы заключило с фондом договор аренды земли для обслуживания 466 гектаров территории Кемерского парка.
Очевидцы запечатлели и животных, которые умирают долго и в мучениях. Примерно месяц назад на этих лугах был заснят конь, который пытался подняться, но каждый раз неудачно. «Наблюдал за природой в бинокль. Сперва подумал, что лежит валун. Но внезапно он зашевелился. Приблизив, понял, что это лошадь, которая поднимает голову. Тяжело об этом говорить. Это длилось три дня», — рассказал местный крестьянин Алдис Степанович.
Прошлым летом посетительница национального парка Алисе заметила тяжело раненую корову. «Было немного необычно. Мы думали, что она испугается, но, подъехав ближе, поняли, что она просто не может идти — у нее в вымени была дыра около 25 сантиметров. Я вообще, честно говоря, не понимаю, как она могла стоять или двигаться», - рассказывает Алисе.
Женщина сообщила об увиденном в ПВС. Ведомство провело экстренную проверку находившихся в этом месте животных, в ходе которой были выявлены не только нарушения санитарных норм по содержанию больных и раненых животных, а также ненадлежащее обращение с тушами мертвого скота, но и несоответствия в идентификации и регистрации животных. Владельцу животных выписали штраф. В прошлом году ПВС проверяла животных трижды. В этом году заявлений в ведомство пока не было.
Ведомство отмечает, что за завезенными когда-то животными необходимо ухаживать. И требования к их содержанию — точно такие же, как к содержанию домашних сельскохозяйственных животных, заявила замначальника отдела по надзору за загонами ПВС Рудите Берзиня.
Андрис Лиепа не дает четкого ответа, с какой регулярностью он осматривает животных. Больше внимания уделяется тому, чтобы они не сбегали из загона. Зимой их подкармливают. Договора с ветеринаром у него нет. Что происходит с заболевшими и ранеными животными – на это четкого ответа нет. Павших животных оставляют на поле, а если необходимо, оттаскивают подальше от глаз туристов.
В декабре прошлого года Земгальское региональное управление Госполиции получило информацию о, возможно, застреленной на Дундурских лугах лошади. Начат уголовный процесс о жестоком обращении с животными. Следствие продолжается, а полиция пока не комментирует дело.
Цель договора, заключенного между управлением охраны природы и возглавляемого Лиепой фонда, заключается в том, чтобы сохранить естественные луга и не допустить их зарастание, благодаря выпасу скота. По данным Службы поддержки села, за последние пять лет фонд получил 523,8 тыс. евро — или около 100 тыс. евро в год.
За двадцать лет количество живущих на Кемерских лугах животных выросло с пары десятков до нескольких сотен. И сейчас, говорят в Управлении охраны природы, животных слишком много. Лиепа же утверждает, что хоть и пытается считать животных, точного количества назвать нельзя, поскольку постоянно кто-то умирает, а кто-то рождается. По его словам, тут живут около сотни коров и чуть менее сотни лошадей.