С требованием дать оценку высказываниям Шноре обратились в Комиссию по мандатам, этике и заявлениям депутаты Сейма от партии «Согласие».
«Он просто предлагает всем, кто говорит на русском языке, покинуть Латвию. Если вы не делаете усилие, чтобы намеренно это не заметить — вы не сможете это не прочитать! Разговоры про насекомых — для отвода глаз», — прокомментировал риторику, допущенную Шноре в публичном пространстве, депутат Игорь Пименов («Согласие»).
Поводом для созыва комиссии стало интервью Шноре, опубликованное в издании Национального объединения Nacionālās ziņas 17 мая. Точнее — одна его цитата. Ссылаясь на слова довоенного министра по общественным делам Адольфа Берзиньша, Шноре пишет:
«...«Если один раз пустишь русскую вошь в шубу, вывести ее будет сложно». И действительно, мы видим, что приехавшие в советское время русскоязычные хотя и постоянно ругают Латвию, отсюда не уезжают».
Сам депутат прокомментировал большой резонанс и разбирательство вокруг своей реплики так:
«Если бы кто-то мне когда-то сказал, что, цитируя высказывания посла Латвийской республики об оккупации, я попаду на комиссию Сейма по этике — я бы не поверил! Цитату, на которую я ссылаюсь в своей статье, упоминал целый ряд известных латвийских историков. Часть из них оценили эту цитату как пророческую. По логике подателей заявления, их тоже надо призвать к уголовной ответственности. Что, по-моему, абсурд».
Товарищи по партии стали на сторону Шноре. Сопредседатель нацблока Райвис Дзинтарс отметил, что депутата нельзя призывать к ответственности за его мнение. А соратница обоих депутатов по партии (и филолог по профессии), член комиссии Янина Курсите-Пакуле сослалась на право автора статьи выбирать стилистические средства выражения:
«В научной статье корректно использовать термин «советская и фашистская оккупация», в публицистике и разговоре мы говорим — «русская или немецкая оккупация». Не подразумевая под этим, что Орлов или какой-то известный мне немец оккупировал меня! О советском времени люди, жившие в то время, говорят: «совок». Нейтрально было бы сказать — хомо советикус».
Попытку всех примирить сделал депутат от Объединения регионов Ивар Бриверс:
«Я предложил им пойти в капеллу, покаяться. И после этого мирно приветствовать друг друга. Нам нужно преодолевать свои обиды, а не умножать. В данном случае кто-то про вшей говорил — имеют ли вши национальность. Думаю, люди будут смеяться над нами».
В итоге пять членов комиссии из восьми сочли, что кодекс депутата Шноре нарушил. Двое не согласились. Один воздержался. Члены «Единства» на заседание комиссии не явились. В итоге наказание для Шноре выбрали не слишком строгое — устное предупреждение.
Но позднее оценку высказываниям Шноре даст и Полиция безопасности. С заявлением туда обратился радикальный политический активист Владимир Линдерман.
Ранее журналист и медиаэкперт Ольга Проскурова, комментируя в эфире Русского вещания LTV7 реплику Шноре, прозвучавшую аккурат перед выборами самоуправлений, пояснила, что отчасти она объясняется предвыборной риторикой, но эта цитата - вполне в русле его воззрений:
«Тут нечего удивляться – он такой, какой есть, он использует свои доступные ему ресурсы, чтобы проводить свои идеи».
Проскурова также считает, что политик «подстраховался на 100%». И объяснила, почему:
«Это – цитата. К сожалению (или к счастью для господина Шноре), у него имеется докторская степень. Он доктор исторических наук. И я думаю, что он прекрасно понимает, как можно и нужно обращаться с цитатами. То есть он, с одной стороны, себя обезопасил в этой статье на все сто процентов: взял и процитировал (возможно, авторитетного для него) человека и поставил кавычки. Сослался на источник. Этим он сказал: я как бы поддерживаю эти слова – но они же вроде бы не мои! Так что с точки зрения безопасности использования вот этих вот цитат, наверное, здесь всё хорошо. С точки зрения сплочения общества... Ну какого вы мнения еще от меня хотите? Чтобы я сказала что? «Шноре – молодец»? Нет, он не молодец!»
Как уже сообщалось, реакцией официальных лиц на скандал было отсутствие реакции. Кроме Линдермана, который написал в связи с заявлениями Шноре заявление в прокуратуру и ПБ, и публичного запроса трех политиков «Единства» (Андрея Юдина, Алексея Лоскутова и Лолиты Чигане) к руководству Национального объединения с просьбой объяснить поведение его соратника Шноре, не отреагировал практически никто. Промолчали президент, премьер-министр и спикер Сейма.
Ольга Проскурова пояснила, что к Шноре в официальных кругах могут относиться как к маргиналу и не считать необходимым реагировать:
«Я не общалась на эту тему с президентом или премьер-министром, но общалась с некоторыми друзьями, латышами. И они мне все говорили: что вы вообще обращаете внимание на этого Шноре? Почему вы так заводитесь из-за некоторых маргинально-радикальных депутатов? Ну что я могла им ответить? Я не могу «не заводиться»! (...) Я имею право не соглашаться с определенным, на мой взгляд радикальным, высказыванием».