Юраш: «Генпрокурор отказал в прослушивании «разговоров олигархов»

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Именно генпрокурор Эрик Калнмейер отказал в дальнейшем прослушивании так называемых «разговоров олигархов», заявил в интервью журналу Ir Юрис Юраш — бывший начальник отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) .

По словам Юраша, Калнмейер лично ограничил время прослушки. «По закону первый срок оперативного дела — шесть месяцев, который может лично назначить глава ведомства. После, его можно продлить ещё на шесть месяцев, и через год необходимо идти в прокуратуру», — объясняет процесс бывший сотрудник БПБК.

«Мы многократно ходили в прокуратуру. Я, как руководитель отдела, мои подчинённые, которые работали над этим делом, глава отдела расследования Лиените Шикоре и Юта Стрике. Мы ходили в прокуратуру бороться, убеждать продолжить прослушивание (..) К Калнмейеру ходили».

Юраш также рассказал, что генпрокурор, оценивая продление срока, обращается к специально уполномоченному прокурору Ингемару Масальскису. Тот обычно даёт разрешение просить суд о продлении времени. Но в случае с «разговорами олигархов», Калнмейер от этой стандартной процедуры отказался.

«Если не ошибаюсь, даже прозвучала фраза, что нельзя ограничивать права этого уважаемого человека, что мы очень рискуем, что это дело может дойти до Европейского суда по правам человека. С другой стороны, разве у общества нет никаких интересов, никаких прав? В конце концов — права одного человека или права целой страны! Мы говорили в таких категориях», — вспоминает Юраш.

Глава Генпрокуратуры называет слова бывшего сотрудника БПБК ложью. Он утверждает, что именно суд не согласился продлить срок прослушивания. Отказ был обусловлен тем, что во время оперативной разработки было собрано достаточно доказательств для начала уголовного процесса. «Дважды судьи говорили, что пора возбуждать уголовное дело, и мы не продлим вам срок прослушивания. Один в итоге не продлил, второй сказал, идите к генпрокурору, если он разрешит, то продлю. Я разрешил», — рассказывает Калнмейер.

Кроме того, как заявил генпрокурор в передаче Латвийского радио 4 «Действующие лица», объем записей так называемых разговоров в Rīdzene был слишком велик, чтобы кто-то из оперативных сотрудников мог их прослушать в одиночку. Поэтому не исключено, что какие-то важные моменты «бесед олигархов» выпали из общего контекста и показались оперативникам несущественными — ведь разные части записи слушали разные сотрудники KNAB. 

Чтобы использовать этот ресурс, вам необходимо согласиться с применением файлов cookie.

Комментируя недавние публикации скандальных расшифровок «разговоров в Rīdzene» в издании Ir, Калнмейер указал, что никаких новых обстоятельств в уже закрытом «деле олигархов» они не открывают — оригиналы аудиозаписей давно были в распоряжении Генпрокуратуры и антикоррупционного бюро. Однако, учтя общественный резонанс, по записям вновь начали проверку.

По словам Калнмейера, у него нет претензий к сотрудникам, которые занимались расследованием «Дела олигархов». Обвинения в плохой работе прокуратуры и требования собственной отставки Калнмейерс считает несправедливыми.

Поскольку я ознакомился с постановлениями о прекращении дела, я считаю, что в ходе следствия были использованы все средства и все возможности, которые на то время были у следствия для сбора доказательств. Каждое утверждение прокурора в суде должно быть обосновано доказательствами. [...] Я не могу сказать, что они работали недобросовестно, чего-то не сделали.

Как уже писал Rus.lsm.lv, «дело олигархов» было заведено в мае 2011 года по статьям Уголовного закона о взяточничестве, легализации незаконно нажитых средств, злоупотреблениях служебным положением и нарушениях ограничений, установленных для государственных должностных лиц.

Следствие допускало, что Айнар Шлесерс, будучи заинтересованным в том, чтобы председателем правления Рижского свободного порта был Андрис Америкс, в октябре 2010 года предложил Лембергсу заключение договора между правлением порта и Mediju nams. В обмен на это Шлесерс просил Лембергса повлиять на Виестура Силениекса, чтобы он на заседании правления порта проголосовал за назначение Америкса.

В феврале этого года бюро прекратило оставшуюся часть дела за отсутствием состава преступления.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное