В частности, в Колледже полиции недавно было униточжено 43 документа той эпохи. В его библиотеке хранится часть документов и книг, перенятых Латвийским государством из библиотеки КГБ после восстановления независимости.
Чуть более года назад Госполиция создала комиссию, чтобы избавиться от большого числа лишних бумаг. Сортируя хлам от ценной информации, комиссия добралась и до советского наследия – библиотеки КГБ. Та ее часть, что требует хранения, передана в ведение Полиции безопасности. Другая часть оставлена колледжу. Неизвестно, какой прок колледжу был от уничтожения 43 единиц из 609.
«Любые упреки в адрес Госполиции тут совершенно неуместны, потому что нельзя сказать, что были уничтожены чрезвычайно важные документы», - заявил представитель Госполиции Том Садовскис.
Исследователи материалов КГБ, однако, придерживаются другого мнения – они не понимают, почему их не пригласили к оценке того, что шло в утиль.
«Там такие материалы, может быть менее важные, о каких-то предприятиях в Западной Европе, важные для шпионажа. Но среди них были, например, [документы] об агентурной сети в Швеции. Например, два о 1961-62 гг. уничтожены, а документ от 1957 года оставлен», - рассказывает председатель комиссии по исследованию деятельности КГБ Карлис Кангерис.
Вайра Вике-Фрейберга признала, что была неприятно удивлена вскрывшимися фактами. Ее всегда уверяли, что документы в безопасности. Экс-президент считает, что это не рядовое происшествие, и его нужно оценить.
«Не понимаю, как такое возможно, что там изменилось в той структуре? Потому что в мое время там была очень четкая стурктура, и было ответственное за эти документы лицо. Если эти документы разделили по разным учреждениям, которые затем решили их уничтожить – я хотела бы привлечь внимание SAB и Полиции безопасности в этому вопросу. Это очень серьезно!» - считает бывший президент.
Документы, находящиеся в распоряжении обоих этих ведомств, в безопасности. Но этого теперь нельзя сказать об архивах, переданных в другие учреждения.
«Трудно сказать, это вопрос сознательности каждого. Я не знаю, что это за проблема, ради которой требуется уничтожать сейчас те документы – нехватка ли это помещений или еще что-то», - сказала пресс-секретарь Бюро по защите Сатверсме Ивета Маура.
Как отметил историк Кангерис, комиссия в своей работе по судебным процессам, фигуранты которых оспаривали былое сотрудничество с КГБ или пытались выяснить, имело ли место сотрудничество, убедилась, что на части документов уже стоит гриф «уничтожить». Стараясь спасти, что возможно, исследователи воззвали о помощи к главе государства Раймонду Вейонису. А тот переслал их просьбу в Полицию безопасности.