Патриотами Латвии себя считают 64% жителей нашей страны — нелатышей. Об этом говорят данные прошедшего в мае опроса общественного мнения. В свою очередь 58% опрошенных гордятся тем, что они являются гражданами или жителями Латвии. Данные обнадеживают, потому патриотов становится все больше. Но в целом в политике интеграции нужно сделать еще многое, признают должностные лица.
Директор Фонда интеграции общества Айя Бауэре говорит: «У нас, к сожалению, было так, что интеграция становилась важной в тот момент, когда что-то происходит. Классический пример — референдум. И тогда политики и другие люди поняли, что что-то идет не так. Мы, может быть, сами виноваты в том, что пустили этот процесс на самотек и не делали со своей стороны все для поднятия престижа языка, улучшения знания языка, что как раз нужно людям. Недостаточно работали с молодежью. Может быть, недостаточно работали с семьями. Потому что где же рождается отношение к государству? Оно появляется дома, в семье».
Языковой референдум был толчком тому, чтобы государство снова начало оплачивать курсы латышского языка, что не делалось несколько лет.
Референдум о присвоении русскому языку статуса государственного прошел через полгода после выборов в Сейм, 18 февраля 2012 года. Его поддержал мэр Риги Нил Ушаков: «Я проголосовал так, как я уже говорил, я проголосовал "за". И главная мотивация такова: этот референдум уже давно не за язык и не за конкретные статьи в Конституции Латвии. Вопрос об отношении и о том, что мы будем делать 19 числа».
Президент Андрис Берзиньш сначала не планировал участвовать в референдуме, но позже решил отправиться в избирательный участок.
«Тогда я считал это абсурдным мероприятием, - сказал Берзиньш. - Я свое мнение как гражданин не поменял. Но как президент, понаблюдав за развитием ситуации, я был вынужден изменить свое мнение и принять участие в референдуме, чтобы защитить государственный язык. И я призываю всех граждан страны сделать это, потому что будущее у нас одно и общее, и только».
Против смены статуса русского языка были 75% граждан. Здесь также стоит напомнить, что идея провести референдум появилась, когда проходил сбор подписей о переходе общего образования на латышский язык обучения.
Идеи отказаться от русских школ или детских садов периодически появлялись в последние 3 года, но ни одна так и не была реализована.
А вот идею внести вступление к Конституции воплотить в реальность удалось. Спикер Сейма Солвита Аболтиня сказала, что принятие преамбулы к Конституции — возврат долга тем избирателям, которые голосовали за сохранение латышского языка как единственного государственного. Потому что все началось с референдума, который расколол общественность.
Самое значимое тому подтверждение произошло 16 марта 2013 года у памятника Свободы, когда проходило шествие легионеров. После этих событий Сейм дал полиции больше полномочий и возможность менять ход согласованного пикета, если есть угроза беспорядков.
И, наконец, события на Украине и российские санкции привели к серьезным дискуссиям. После аннексии Крыма Национальный совет по электронным СМИ впервые в истории Латвии на время запретил трансляцию телеканала. Это был канал РТР.