В Латвии могут ввести запрет на «язык вражды»

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет назад

Нацблок настаивает на внесении изменений в Уголовный закон. Изменить планируют статью 78, которая предусматривает уголовное наказание за разжигание расовой, этнической и национальной ненависти. Предлагается добавить в закон такое понятие «риторика ненависти». Предполагается, что это ужесточит ответственность за сказанное или написанное и ограничит свободу слова.

В 1997 году Совет Европы призвал страны Евросоюза бороться с hate speech, (по-латышски naida runa), языком вражды. Это высказывания в любом виде – устном или печатном, которые оправдывают или провоцируют ненависть – расовую, этническую, национальную.

В одних странах это понятие фигурирует в законе, в других – нет. О hate speech политики вспомнили после скандального показа по Первому Балтийскому каналу передачи «Человек и закон», где анализировались события 91-года в Вильнюсе.

По официальной версии, советские войска штурмовали Вильнюсскую телебашню. У авторов передачи было другое мнение. Полицию безопасности попросили возбудить уголовное дело против канала. Однако стражи порядка постановили – всё было в рамках закона. Решением полиции и генеральной прокуратуры недовольна депутат Сейма от Национального объединения Инара Мурниеце:

«Высказывания содержат признаки разжигания ненависти по отношению к подданным Литвы и Латвии. В Литве телеканалу на 3 месяца транслировать российские передачи. У нас канал ограничился штрафом».

Депутат Сейма от «Центра согласия» Борис Цилевич считает, что инициаторы предложения не достигнут своей цели – ограничить вещание российских телеканалов. Ведь далеко не всё, что не нравится правящей партии, под предлогом языка вражды, можно запретить или ограничить.

Рамки устанавливает Европейская конвенция по правам человека. Принцип свободы слова позволяет распространять и те мнения, которые неприемлемы для большинства. Взгляды на историю – альтернативные и даже циничные – нельзя запретить. Но идея узаконить понятие «язык вражды», по мнению Цилевича, всё равно верная.

В Центре по правам человека считают, что один конкретный случай с российской передачей – не повод вносить в закон новое понятие, которое к тому же может широко трактоваться.

«Интерпретация – всегда противоречивый вопрос. Нужно поднимать и эту тему, и тему комментариев в интернете, но само понятие всё-таки слишком обширно. Там есть угроза для свободы слова. Это может закончиться цензурой», - предостерегает представитель Центра по правам человека организации Ангелита Каменска.

Под угрозой могут оказаться любые СМИ – не только русскоязычные. К тому же закон защищает от проявлений нетерпимости только некоторые группы. Про сексуальные меньшинства и инвалидов речь не идёт, хотя они нуждаются в юридической защите, подчёркивает Центр по правам человека. Во многих странах запрещена риторика ненависти в отношении этих лиц.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще