На вопрос, доволен ли он итогами выборов, политик ответил: нет, он рассчитывал на большее – на 51% голосов. «Каков вопрос – таков ответ», – пошутил Урбанович.
Более низкий, чем ожидалось, результат «Согласия» на парламентских выборах он объясняет «кампанией запугивания» электората в связи с событиями на Украине. «Согласие» при этом изображалось во многих масс-медиа «исчадием ада», а голосование за него – предпосылкой к утрате Латвией независимости, приходу «зеленых человечков» и т.д. На этом фоне неудивительно, говорит Урбанович, что часть прежних приверженцев партии отдали свои голоса другим политическим силам – например, партии Ингуны Судрабы или СЗК.
Непринятие «Согласия» в коалицию – не проблема «Согласия», заявил политик. Пусть его оппоненты пытаются объяснить, почему ответ – «нет».
«Во всех странах принято, что победитель выборов имеет гарантированное право на попытку [сформировать правительство]. В Швеции, где недавно состоялись выборы, наши коллеги социал-демократы не смогли получить поддержки большинства в парламенте – они создали правительство меньшинства и спокойно работают, - рассказал он. - Это, я считаю, демократическое правило – дать победителю право управлять страной. Отсутствие такой традиции в Латвии и приводит к тому, что у нас по сговору появляются непонятные, несведущие премьеры, министры, и участники коалиции о чем-то между собой негласно договариваются, а потом ставят перед фактом президента. Плохо, что наш президент на это ведется. Как раз сейчас назрела ситуация, когда он мог бы сказать – стоп».
По поводу упреков звучавших в адрес «Согласия» из-за соглашения о сотрудничестве с партией «Единая Россия», Урбанович убежденно заявил: это всё чушь, не будь такого договора – политические противники нашли бы, к чему другому «прицепиться».
«Конечно, наши договорные отношения что с «Единой Россией», что с партией в Китае, и другие международные контакты при нашем пребывании в правительстве стали бы достоянием всей коалиции, – говорит он. – И может быть, они [правящие партии] увидели бы в этом пользу, а не вред. Но если бы это было неприемлемо, мы свою индивидуальную деятельность такого рода, находясь в правительстве, остановили бы. Предварительно передав в латвийские учреждения и ответственные службы те наработки, которые у нас там есть. Я хотел бы ознакомить с этими наработками как президента, так и номинированного им премьера».
По признанию лидера «Согласия» бизнесмены, как только понимают, что где-то поднимается вопрос о возможности прекращения отношений «Согласия» с ЕР, категорично требуют этого не делать.
«Формат этого договора позволяет нам спасать многих предпринимателей, работающих на восточном рынке – не только в России. И помогать им. Они нам говорят: пожалуйста, делайте что хотите, но сохраните это соглашение! Потому что других вариантов нет, когда наши министры ратуют за новые и новые санкции. А наш формат позволяет тем, кто хочет зацепиться, удержаться на рынке РФ, сделать это. И хотя нам политически выгодно было бы отказаться, но для страны наш договор сейчас нужен. Отбрасывать это – было бы преступлением по отношению к стране».