Алексей Димитров признал, что самым оптимальным сценарием был бы тот, в котором Россия выполнила требование суда. Но он сильно сомневается, что это произойдет.
«Если решение суда не выполняется, истец может обратиться в Совет безопасности ООН. Но у России в нем есть право вето, в свете чего трудно говорить о мерах принуждения. Если будет явное нарушение международного права, действенных рычагов воздействия, которые бы заставили страну исполнить приговор, нет», — заявил Димитров.
В качестве примера он привел иск Никарагуа против США в 1986 году, когда США проиграли дело в суде ООН. Димитров отметил, что США поддерживали местных повстанцев и говорили, что не признают юрисдикции властей Никарагуа. «Но потом под давлением общественности через два года эта поддержка была прекращена. Если в России будет меняться политическая ситуация, это может произойти. И если Украина захочет потребовать материальную компенсацию за причиненный ущерб, ей будет достаточно сослаться на невыполнение решения суда ООН», - отметил юрист.
«На примере решений Европейского суда по правам человека мы видим, что в последние года решения со скрипом, но проходили. Но если прежде российским властям была важна их репутация, теперь, похоже — нет», — подчеркнул Димитров.
Он предположил, что Украина будет пытаться вынести этот вопрос на обсуждение в Совбез ООН, но там, скорее всего, на него буде наложено российское вето. Впрочем, в данном случае, считает юрист, будет очень важная позиция Индии, Китая и Объединенных Арабских Эмиратов. Алексей Димитров выразил надежду, что на их позиции может повлиять решение суда ООН.
«Нет всемирного судебного исполнителя, который мог бы заставить исполнить решение. Остановить насилие без доброй воли России, к сожалению, невозможно», — признал юрист.