Консультативный совет определял политику бюро, основные идеологические моменты борьбы с коррупцией. Представители Delna и Providus говорят: сейчас в совете больше не представлены общественные антикоррупционные организации.
«Весной этого года Delna и Providus опубликовали очень основательное исследование и анализ работы KNAB во времена Ярослава Стрельченка. Оно было основано на многих интервью и документах. И сейчас, в рамках этого проекта, было подготовлено обобщение, добавлена информация, что появилась позже. Конкретное возражение KNAB по этому документу заключалось в том, что при подготовке обобщенного материала не спросили мнение бюро»,
— заявил Валт Калниньш, антикоррупционный эксперт Providus.
С комментариями руководства KNAB вообще возникла патовая ситуация. Ярослав Стрельченок не может комментировать свое решение, поскольку у него закончились полномочия, соответственно, он не может выступать от лица бюро. После него осталось только письменное обоснование этого решения.
«KNAB считает, что обе неправительственные организации допустили нарушение этических норм, на протяжении длительного времени распространяя и публикуя о бюро непроверенную и не соответствующую фактической ситуации информацию».
Оценка этого решения Ярослава Стрельченка со стороны бывших руководителей KNAB разделилась.
«Это решение, на мой взгляд, было опрометчивым. Особенно оно некрасиво выглядит на фоне того, что решение об исключении двух организаций из совета было принято за неделю до окончания полномочий начальника KNAB»,
— считает Алексей Лоскутов, экс-глава (2004-2008 гг) ведомства
«Он не стал идти на поводу у этих псевдоорганизаций. Они не занимаются тем, чтобы принести пользу обществу. Они занимаются чистой политикой», — уверен Нормунд Вилнитис, также возглавлявший (2009-2011 гг) KNAB.
Чем запомнится эпоха Стрельченка в KNAB? Самые громкие дела — задержание главы Latvijas Dzelzceļš Угиса Магониса и мэра Юрмалы Гатиса Труксниса. Правда, первый на данный момент на свободе, второй — и на свободе, и в кресле мэра. Одно из завершённых дел — обвинения против судьи Иветы Берзини и предпринимателя Гулама Гулами. Оба отделались штрафами и условными сроками.
«Что касается наказаний за коррупционные правонарушения, то это не в руках KNAB, а в руках прокуратуры и суда. Я, как и общество в целом, не понимаю, как за взятку в десятки тысяч евро судью можно оставить на свободе и ограничиться штрафом, который в четыре раза меньше полученной взятки», — указал Лоскутов.
На протяжении практически всего срока своих полномочий Стрельченок боролся с подчинёнными, открыто конфликтовал в Ютой Стрике. Правда, все его распоряжения оспаривались в судах, где KNAB постоянно проигрывал.
«Самое плохое, что было, то, с чем я сталкивался сам. Те люди, которые у него были или остались в наследство — и которых я получил в наследство, то у них была самоцель не бороться с коррупцией, а работать на конкретные политические силы»,
— уверен Вилнитис.
До того момента, как будет найден новый руководитель, исполнять обязанности главы бюро будет Илзе Юрча.
Как уже писал Rus.lsm.lv, Ярослав Стрельченок не прошел во второй тур конкурса на должность главы ведомства – как и 9 других кандидатов. Конкурсная комиссия решила, что ни один из претендентов не соответствует указанным критериям.
Премьер-министр Марис Кучинскис ознакомился с предложениями Госканцеляриями по дальнейшему руководству БПБК. В чем заключались рекомендации, политик раскрывать не стал, поскольку на документы наложен гриф «секретно». Но указал, что «рекомендации не содержат ничего уникального».