Саммит НАТО: рижский эпилог

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В понедельник, 8 сентября, в Риге прошла дискуссия о роли проводившегося в британском Уэльсе саммита НАТО и его последствий для сотрудничества Альянса со странами Евразии. Участие во встречи принимали как представители отечественных министерств, так и НАТО, а также восточных стран – Украины, Грузии и России.

Первым высказался министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич. В ходе выступления министр неоднократно подчеркивал, что саммит имеет огромную ценность для Балтийских государств, поскольку именно на нем прозвучали не только заверения в обеспечении безопасности региона, но и были приняты конкретные решения в этом направлении. Одним из них является решение о создании сил быстрого реагирования, способных в течении 48 часов оказаться в проблемном месте.

Впрочем, за такое решение придется и заплатить, сразу же отметил госсекретарь латвийского министерства обороны Янис Сартс. «Важно, что НАТО принимает решения, которые помогают оперативно приспосабливаться к меняющейся ситуации. Исходя из этого, даже в тени украинского кризиса мы чувствуем себя защищенными и получаем то, чего желали. Но следует помнить, что нам тоже нужно потрудиться и выполнить собственное «домашнее задание», увеличив расходы на оборонную сферу до 2% от ВВП», - отметил Сартс.

Естественно, в ходе обсуждения саммита НАТО было невозможно не затронуть тему Украинского кризиса и ту роль, которую в нем играет Россия. Впрочем, жесткая риторика досталась не только последней, но и НАТО.

«Для Латвии, бесспорно, принятые на саммите решения являются очень важными. Мы же, несмотря на то, что разговоры о нашем вступлении в НАТО ведутся с 2007 года, пока остаемся там же,где и были», - заявила президент Института стратегических исследований Грузии Ека Ткешелашвили: «Мы видим нарастающую российскую агрессию и вынуждены наблюдать за развитием событий в то время, когда пятая часть наших территорий незаконно оккупированы Россией. Там постоянно находятся 10 тыс. российских военных и их базы. И хотя официально декларируется, что двери в альянс открыты для всех, мы находимся в ожидании много лет».

В свою очередь заместитель министра обoроны Украины Леонид Поляков отметил, что Украина все еще ждет помощи, причем, практической, а не политической или санкций в отношении России:

«НАТО – это такой бумажный тигр, который хоть и грозный, но очень долго реагирует. Друзья познаются в беде и мы все еще надеемся, что мы помощь получим. Лучше поздно, чем никогда. Особенно сейчас, когда мы ведем боевые действия не только против финансируемых Россией наемников, но и ее регулярных армейских частей. К сожалению, есть страны, которые я не назову, но кто ценит экономические связи и энергетические интересы гораздо выше, чем европейские ценности. Когда ты видишь страну, которая постоянно наращивает военный потенциал, но в то же время ты с ней торгуешь, следует задуматься: а куда идут эти деньги? Эти деньги идут на армию, шпионов, внесение раскола в общество... Это сработало на Украине и в Грузии».

«Я выскажу свое личное мнение, которое не является официальной точкой зрения Киева:  Украина может полагаться только на себя. Сперва была надежда, у нас был договор, что Украина может запросить у НАТО консультации в случае угрозы. Но только с момента аннексии Россией Крыма прошли месяцы, но этот механизм так и не был запущен. Америка слишком медленно решала, какую политику использовать. И диалог начался лишь тогда, когда Украина понесла серьезные боевые потери. Когда наши силы смогли оттеснить боевиков к границе с Россией. Когда Россия обстреливала наши войска со своей территории. Когда мы начали воевать с ее регулярными частями и взяли в плен сотни ее солдат и офицеров. Всего этого можно было избежать! Тысячи жизней: вот плата за промедление», - заявил Поляков.

«Я всегда критиковал ту внешнюю политику, которой на сегодняшний день придерживается Россия. Но я хотел бы обратить внимание, что на сегодняшний день наши страныпереживают глубочайший кризис отношений со времен Кубинского кризиса», - заявил представляющий на дискуссии Россию директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.

«НАТО является военно-политическим альянсом и Россия всегда слышала, что его расширение – это расширение демократии. В то же время Россия видела регулярное приближение НАТО к ее границам. В случае вступления стран Балтии в НАТО реакции не последовало, но в случае Украины реакция была уже другой. Путин еще в 2007 году сказал: не давите на нас, не загоняйте в угол, потому что мы в этом видим угрозу государственной безопасности. И рано или поздно, такие вещи выливаются в большую политику... НАТО отвечает на угрозы, но если альянс хочет мыслить долгосрочно, он должен понимать – долгосрочные решения принимаются только с участием России. Потому что Россия – это сосед. Конечно, этого не произойдет сегодня или завтра. Но надо работать над тем, чтобы такой диалог стал возможен», - отметил Ознобищев. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное