ЧС в Лудзенском, Краславском и Аугшдаугавском краях, а также в городе Даугавпилсе будет действовать до 10 ноября, сообщает пресс-служба парламента.
Впредь сотрудникам Государственной погранохраны и Госполиции и должностным лицам особого ранга, а также должностным лицам и сотрудникам Службы госбезопасности, выполняющим обязанности, связанные с выполнением необходимых мер в приграничье, за работу в условиях повышенного риска и нагрузки устанавливается доплата в размере до 50% от установленной почасовой ставки.
Военнослужащим Национальных вооруженных сил в дополнение к месячной заработной плате будут доплачивать до 50% от оклада. Земессаргам за каждый день, когда они выполняли службу для выполнения приказа о ЧС, станут выплачивать компенсацию служебных расходов в установленном нормативными актами размере, применяя коэффициенты до 1,5.
Уже ранее Погранохрану наделили полномочиями на применение физической силы и спецсредств для вытеснения людей, незаконно пытающихся пересечь границу и отказывающихся возвращаться в Беларусь. Кроме того, на территории действия режима ЧС подразделения Погранохраны и других учреждений не принимают заявления с прошениями предоставить статус беженца, кроме контрольно-пропускных пунктов на границе, а также Даугавпилсского центра для размещения задержанных иностранцев.
Как писал Rus.LSM.lv, режим ЧС в приграничье объявлен год назад в связи с инспирированными режимом Лукашенко массовым наплывом иностранных граждан, стремящихся проникнуть на территорию Латвии нелегально. Латвию за жестокое обращение с этими путешественниками на границе критикуют международные организации — по мнению омбудсмена Юриса Янсонса, необоснованно.
Совет Европы призвал расследовать негуманное обращение с беженцами на латвийско-белорусской границе. В опубликованном 9 августа письме, адресованном министру внутренних дел Латвии, комиссар по правам человека Совета Европы Дуня Миятович выразила обеспокоенность в связи с сообщениями о жестоком обращении латвийских пограничников с людьми на границе.
Согласно этим отчетам, беженцам, лицам, ищущим убежища, и мигрантам силой препятствовали перейти из Беларуси в Латвию и отказывали в подаче прошений об убежище. Кроме того, их принуждали к подписанию деклараций о добровольном возвращении, а также содержали в нечеловеческих условиях в лесу, говорится в письме.
Учитывая серьезность обвинений в неправомерных действиях латвийских пограничников и специальных подразделений пограничного патрулирования, комиссар призывает латвийские власти провести независимое и тщательного расследования как можно скорее, чтобы привлечь к ответственности виновных в возможных нарушениях.
В ответном письме министр внутренних дел Латвии Кристап Эклонс утверждает, что не было установлено случаев применения физической силы или специальных средств латвийскими силовыми структурами по отношению к нелегальным мигрантам на белорусской границе. Также, по его словам, в Государственную пограничную охрану не поступало жалоб о подобном обращении.