Сейчас на сайте Службы госдоходов доступны декларации всех латвийских должностных лиц, начиная с 2000 года. Доступ к ним абсолютно свободный. Это означает, что любой может прочесть, что к примеры. Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, например, работая на разных государственных должностях, за 17 лет смог накопить 300 тысяч евро.
Однако Сейм обсуждает возможность эту информацию скрыть. То есть декларации должностных лиц были бы доступны для общества только пять лет после подачи деклараций. Ответственная комиссия рассматривает идею позднее скрывать эту информацию. И сторонников у этой идеи немало.
«Это требование Европейского союза — регула по защите данных. Мы должны её уважать. И Логика в этом есть. У нас очень много должностных лиц. Например, пограничники, или участковые инспекторы, которые проработали 30-40 лет и все его доходы и имущество — достояние общественности. Это вся его жизнь. - Декларации министров и депутатов тоже нужно изъять? - Речь не об изъятии, а о пяти годах. Если в декларациях есть что-то подозрительное, то журналисты в течение пяти лет могут это заметить и изучить. Пять лет — долгий срок».
Пять лет для политика — ничто, парируют в Ассоциации журналистов. Там уже резко осудили намерение политиков скрыть декларации должностных лиц. Ивонна Плауде,
председатель правления ассоциации, говорит:
«Пять лет — это мало! Цикл одного политика — он сначала побыл в регионе, потом созрел для Сейма, а потом в Европарламент — это 12 лет минимум, который должны смотреть. Это должны знать мы все. Чтобы знать — можем положиться на этого политика или нет».
Кроме того, упоминание регулирования ЕС по защите данных, по словам главы ассоциации журналистов — неуместно. То же Латвийскому телевидению подтвердили и в Инспекции по защите данных.
«Регула в этом случае защищает информацию о частных лицах, которые не занимают государственных должностей. И установление каких-либо сроков — не корректно связывать с регулой о защите данных. Здесь нужно оценить и интересы общества. Возможно, у людей и через 10 лет есть право посмотреть какое должностное лицо занимало какие должности», — говорит Агнесе Гайле, начальник юридического отдела Инспекции по защите данных.
Ещё один аргумент в пользу изъятия деклараций из публичного доступа — данные об умерших, которые наравне со всеми остальными хранятся в той же базе данных.
Ряд партий ещё не сформулировали свою точку зрения по этому вопросу и перед принятие окончательно решения Комиссия Сейма по госуправлению ещё будет консультироваться с министерством финансов. Чтобы любой человек в любой момент мог иметь доступ, просто убрать из публично доступного ресурса, пояснил депутат Сейма Виктор Валайнис.
В третьем чтении эти изменения комиссия намерена рассмотреть уже в марте. Не исключено, что ряд депутатов подадут свои поправки.