То, что мог быть своевременно задержан мужчина, недавно совершивший теракт в Берлине, и что некоторые другие такие акции тоже можно было предотвратить – «общеизвестный факт», сказал политик.
«Разведслужбам и спецслужбам не особо нравится сотрудничать, потому что это связано и с внутренней нацбезопасностью. Им нужно обмениваться информацией, а для них она – святая святых. Плюс к тому же пришлось бы раскрыть источники происхождения информации.
Но главная проблема не в этом. Проблема в том, что даже в границах одного бельгийского, например, города может существовать целый ряд учреждений, которые между собой толком не сотрудничают.
Как мы можем судить по ситуации в крупнейшей стране ЕС – Германии, там это тоже проблема. В предвыборной кампании действующий министр внутренних дел ФРГ де Мезьер пару недель назад тоже предложил сделать ведомство безопасности федеральным – чем-то подобным американскому ФБР.
Потому что Германия ведь федеральное государство, и там доходит до парадоксов: если, например, была автомобильная авария в одной федеральной земле, в другой, по соседству, об этом могут даже не знать.
И если мы говорим о терроризме – то, конечно, когда внутри одной большой страны конституционный порядок не может оберегаться мало-мальски структурированно, это проблема», - поделился Пабрикс.
О недостатке коммуникации между ведомствами говорилось уже после первых громких терактов в Париже. И «на уровне подсознания» и спецслужбы, и правительства понимают, что сотрудничество необходимо более тесное, отметил евродепутат. Но чтобы этого добиться на практике – нужно изменить множество бюрократических протоколов и процедур, достигнув и политического соглашения тоже.
«Выглядит пока, что и Германия в данный момент вряд ли будет в состоянии создать такую службу на федеральном уровне. И лишь потому, что близятся выборы, и слышны замечания, например, от левых партий, что это будет «авторитарно» и создаст «тоталитарное государство».
Если в одной стране этого невозможно добиться – вдумайтесь, насколько трудно этого достичь между 28-30 странами», - говорит Пабрикс.
Поэтому, прогнозирует он, общее соглашение в ЕС возможно, но поначалу оно проявится на уровне каких-то «отдельных деталей и совместного решения отдельных вопросов». Сомневаться в том, что антитеррористическое сотрудничество станет более тесным и более успешным, не приходится. Но вот будет ли это сотрудничество достаточным, чтобы предотвращать теракты – это вряд ли, считает евродепутат.
Что касается Латвии, то коммуникацию ее служб с зарубежными Пабрикс расценивает как «достаточно хорошую».
«И нам в определенном смысле повезло, потому что мы до сих по не среди тех стран, которые могут быть у террористов в списке первыми. И во-вторых – учитывая нашу величину, на которую кое-кто порой жалуется, говоря, что мы – маленькое государство, скажу: это нам и помогает. Чтобы сберечь нашу внутреннюю безопасность, небольшие размеры все-таки играют на руку.
Наша Полиция безопасности в последнее время выступила с рядом дельных предложений, и я рекомендую ей продолжать в том же духе», - резюмировал Пабрикс.