Контекст
По данным Госканцелярии, в 2013-м в латвийских госучреждениях работали 58 тыс. человек, в муниципальных — 106 тыс.. Зарплатный фонд для первых в прошлом году составил 681 млн. евро, для сотрудников структур самоуправлений — 683 млн. евро.
В Госканцелярии такую разницу объясняют тем, что в центральный аппарат стремится к компактности и профессионализму, отдавая на аутсорсинг лишние функции вроде услуг общепита, уборки помещений и др. В то же время в муниципалитетах повара, дворники, охранники часто являются штатными сотрудниками, из-за чего число занятых там выше, а средняя зарплата намного ниже.
При этом из упомянутых 58 тыс. занятых в госсекторе только 20,26% являются чиновниками, остальные — медицинский персонал, педагоги, военные, судьи и др..
Часть политиков, составляя предвыборные программы, в каком-то смысле проявила свою человеческую натуру: о чиновниках просто забыли.
И ведь нельзя сказать, что это сделали политические силы, плохо представляющие, как работает государственная машина. К примеру, считается, что Союз «зеленых» и крестьян имеет тесную связь с региональными самоуправлениями, но его программа это не отражает. Сборная экс-министров («Едины для Латвии») тоже молчит.
Скороговорка
«Единство», под управлением которого находятся, в частности, Министерство сообщения и Министерство финансов, ограничилось обещанием оптимизировать судебную систему и усовершенствовать процесс разработки новых нормативных актов, чтобы их не надо было все время исправлять.
«Согласие», хорошо изучившее муниципальную кухню, предлагает (но только в расширенной, а не в короткой, программе) сделать госаппарат маленьким и эффективным (не уточняя желаемые размеры), развивать электронное управление и честно рассказывать об ожидаемых проблемах в социальной и медицинской сферах. Национальное объединение — тоже с богатым опытом руководства и министерствами, и самоуправлениями — отделалось фразами о доступности услуг публичного управления в интернете и о необходимости провести аудит функций для высвобождения средств.
Дьявол в деталях
Остальные подошли к теме более ответственно. «Для развития Латвии» собирается уменьшить бюрократию, уменьшить число подаваемых (по всей видимости, предпринимателями) отчетов и ликвидировать планы некоторых структур по сбору штрафов. «Суверенитет» в короткой программе обещает нагрузить работающих на казенной службе «полной индивидуальной ответственностью», а на сайте — жестко контролировать доходы всех чиновников (и конфисковать у них имущество при обнаружении случаев коррупции), на ответственные посты в госуправлении ставить профессионалов из соответствующей отрасли и ограничивать доходы должностных лиц.
«Свобода. Свободен от страха...» хочет ограничить срок службы государственных должностных лиц, также ввести ответственность за деятельность или бездеятельность чиновников и намерено вменить ответственность за события последних 23 лет всем премьерам, правительствам, депутатам. С предыдущими двумя конкурентами перекликается «От сердца — Латвии»: партия обещает распространить ответственность на политиков и чиновников и крепить профессионализм на руководящих должностях.
«Новые консерваторы» обратили свою интеллектуальную мощь на Службу госдоходов, которая в случае их прихода к власти станет более дружелюбна к бизнесу и не будет иметь подавляющего преимущества над ним в спорных случаях. Наконец, Русский союз Латвии предлагает программу расширения представительства нацменьшинств в публичном секторе, изгнать политических ставленников из руководства госпредприятий и пожизненно лишать права работы в госуправлении пойманных на коррупции чиновников.