Программы партий:
должно ли государство оставаться в стороне от экономики

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Опрошенные Rus.lsm.lv специалисты назвали разные «болевые точки» латвийского народного хозяйства, но в целом сошлись на том, что участие власти в разрешении проблем может быть более активным чем до сих пор.

КОНТЕКСТ

Совокупная стоимость только трех крупнейших госкомпаний, вошедших в последний на данный момент рейтинг самых ценных латвийских предприятий (его составляют NASDAQ OMX Riga и Prudentia) превышает 2 млрд. евро. Топ-10 этого списка наполовину состоит из компаний, полностью или частично принадлежащих Латвийской Республике.

Демография, налоги и финансы

«У нашей экономики три основные проблемы — демография, демография и еще раз демография», — заявил Rus.lsm.lv ассоциированный профессор Банковской высшей школы Янис Грасис, в принципе, повторив тезис своего коллеги из Рижского университета им. Страдиня Дайниса Зелмениса.

Вице-президент Латвийской торгово-промышленной палаты и председатель совета по развитию Высшей школы бизнеса Turība Айгар Ростовскис выделил другие проблемы: постоянно меняющееся налоговое законодательство, которое мешает предпринимателям строить более-менее долгосрочные планы, и нехватка финансирования. «Банки некоторые отрасли вообще не очень охотно кредитуют, а если хочешь получить деньги более, чем на пять лет, процент оказывается очень высоким. А государственная поддержка, которая сейчас реализуется через Латвийское госагентство гарантий и Altum, ориентирована в первую очередь на довольно молодой бизнес», — описал он ситуацию.

Решение любой из перечисленных выше проблем, судя по словам участников опроса, так или иначе упирается в действия власти. К примеру, дефицит доступного финансирования, по мнению А. Ростовскиса, можно было бы ликвидировать, если бы в страну пришел банк из региона, который пока не представлен на нашем рынке (где большое влияние имеют скандинавы).

Конечно, силком никого не затащишь, но активная внешняя политика могла бы облегчить поиск новых кредитных учреждений.

И кто ж, как не политики, принимает решения о новых ставках, объектах, порядке администрирования налогов?..

Застенчивый гигант

С демографией несколько сложнее. Судя по словам представителей академических кругов, возникает своего рода порочный круг. Людей мало, поэтому ориентированный на внутренний рынок бизнес не развивается (а где-то — особенно в регионах — загибается), по той же причине к нам не спешат инвесторы с крупными проектами, хорошо оплачиваемые рабочие места создаются медленно, отсутствие внятных перспектив способствует эмиграции, и людей становится еще меньше. Как его разорвать при том, что продвинутая демографическая политика (пока отсутствующая) даст очень не быстрый результат?

Дайнис Зелменис уверен: тут-то и должна проявиться роль государства, которое может инициировать экономическую активность там, где ее недостаточно. «В начале 1990-х мы выбрали нео-либеральную модель, которая предполагает, что государство стоит в стороне, а все происходит за счет частной инициативы. Но это неверный путь», — считает он. В качестве примера, как власть может способствовать развитию бизнеса, собеседник Rus.lsm.lv указывает на Вентспилс: там на территории свободного порта каждый год открываются новые предприятия, которым самоуправление сдает в долгосрочную аренду самостоятельно построенные под их нужды производственные корпуса.

Янис Грасис солидарен с коллегой. Он обратил внимание:

Государство в Латвии является крупнейшим капиталистом.

Раз так, оно должно использовать свои ресурсы, создавая новые точки роста и запуская такие проекты, на которые у частного сектора пока не хватает сил. «Ну вот в Латгалии высокий уровень безработицы. Почему нельзя там разивать, скажем, выращивание льна, на который в мире есть спрос? Пусть частники придут с землей, государство — с техникой, а потом, когда производство встанет на ноги, продаст свою долю тому же частному сектору», — считает представитель Банковской высшей школы.

По его словам, не принципиально, будут ли это проекты публично-частного партнерства или они получат какое-то другое юридическое оформление. Главное — изменить подход, когда государство, имея на руках очень серьезные по меркам нашей страны активы, пытается оставаться как бы над схваткой.

Только на экспорт

Айгар Ростовскис по этому поводу сделал важное уточнение: активность государства на предпринимательском поле допустима только там, где речь идет или об освоении экспортных рынков (пусть внешняя политика работает на латвийский бизнес) или в таких отраслях, где частный капитал по каким-то причинам отсутствует. «Но оно ни в коем случае не должно влезать во внутренний рынок — здесь оно только навредит. Когда самоуправление выпускает бутилированную воду, это ерунда и путь в никуда», — заявил предприниматель.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное