Контекст
В Госканцелярии Rus.lsm.lv сообщили, что в госсекторе зарплаты по определению должны быть процентов на 20 ниже, чем в частном секторе. Проблема в том, что если для чиновников низшего уровня это правило работает, то чем выше по служебной лестнице поднимается человек, тем больше разница. Таким образом госсекретарь (в частном секторе его должность, скорее всего, соответствовала бы председателю правления компании), оставаясь на госслужбе, теряет как минимум несколько сотен евро ежемесячно.
Второй отмеченный им момент —
Налицо полное отсутствие личной ответственности чиновников за результаты их (без)деятельности.
«В худшем случае согрешившего уволят. Но скорее всего, насколько можно судить по доступной информации, его понизят в должности или переведут в другую структуру», — заметил собеседник Rus.lsm.lv.
С ним полностью согласен партнер юридического бюро Sorainen Янис Таукачс, по словам которого, в отдельных случаях представители госструктур настолько четко чувствуют безнаказанность, что даже не пытаются исправить явно ошибочные решения. Как полагает присяжный адвокат, проблема не только в отсутствии далеко идущих оргвыводов при плохой работе конкретного сотрудника казенной службы, но и в нехватке позитивной мотивации.
По его мнению, повышать заинтересованность людей в госсекторе надо в первую очередь не столько через кнут, сколько через пряник. Поскольку нынешние зарплаты и бонусы для чиновников слишком скудны, чтобы официальные структуры были в состоянии привлекать лучших профессионалов. Я. Буткевичс его поддержал:
«Кажется, все-таки это не совсем правильно, когда министр, отвечающий за целую отрасль, получает, как руководитель какой-нибудь средней компании».
Он признал, что идея повышения доходов работников госсектора (не всем подряд, а для поощрения лучших на основании измеримых показателей) вряд ли легко найдет понимание у общества — особенно если она будет связана с увеличением зарплатного фонда. Но вопрос поднимать точно надо, если мы хотим, чтобы чиновники готовили качественные законопроекты, принимали верные решения и были заинтересованы в результате. Тем более, что улучшение их благосостояния не обязательно должно быть связано с увеличением общих трат.
«Требования к работникам госуправления высокие, а уровень зарплат — не особенно. На специалистов с высшим образованием, владеющих двумя-тремя иностранными языками, спрос есть и в частном секторе, и в международных структурах. Но если всем линейно поднять зарплату, выиграют и лучшие, и худшие. Надо развивать систему мотивации», — поделилась бывший руководитель Госканцелярии Гунта Вейсмане. Она также предположила, что у госсектора теоретически может найтись резерв для оптимизации, но не в центральном аппарате, а на более низком уровне: в агентствах, инспекциях и др.