В прошлую пятницу президент назвал имена трех потенциальных кандидатов в премьеры: Алдис Гобземс (КПС), Янис Борданс (Новая консервативная партия) и Артис Пабрикс («Развитие/За!»). Всех их глава государства призвал подать документы, чтобы выяснить их возможность получения допуска к работе с государственными секретами.
В Канцелярии президента Latvijas radio сообщили, что «просьба высказана, поскольку такое разрешение является значимым, чтобы кандидат мог полноценно выполнять обязанности премьер-министра, которые связаны с тайнами государства, НАТО и ЕС (в том числе в составе Совета нацбезопасности). Все три кандидата сообщили, что подадут необходимые документы в ближайшее время».
Однако это пояснение не может служить достаточным правовым основанием, чтобы спецслужбы могли начать проверки кандидатов в премьеры, считает руководитель Латвийского объединения Рихард Бунка.
«Такой процедуры в Сатверсме нет. В Сатверсме говорится, что премьером становится названное президентом лицо. И проверять нужно конкретное лицо, а не любого, кто хочет видеть себя на посту премьера», - отметил Бунка.
По словам Бунки, правовым основанием в этом случае является тот факт, что конкретное лицо нуждается в допуске к гостайне, чтобы исполнять должностные обязанности.
«Пока президент не пригласит человека стать кандидатом в премьеры, у него нет полномочий пытаться собрать правительство. И пока у него нет такой функции, он является обычным человеком», - уверен Бунка.
В правлении Общества юристов работает и бывший начальник Полиции безопасности Янис Рейникс. Он отметил, что президент мог обсудить этот вопрос со спецслужбами и обратиться к кандидатам, а не сразу же просить их об этом.
«Это прямейшая функция президента – прежде чем выбрать кандидата в премьеры, ознакомиться с информацией спецслужб о человеке, которого он хочет выдвинуть. И тогда, ознакомившись с материалами, ему не надо ничего объяснять обществу, изучал он документы или нет. Это не должны понимать простые люди. Это должен понимать сам президент», - считает Рейникс.
Схожее мнение выразил и депутат Юридической комиссии Сейма Андрей Юдин. Он напомнил о существующем порядке, описанном в законе о гостайне — допуск к таковой может получить человек, занимающий в учреждении должность, которая подразумевает работу с гостайной.