«Мой [вчерашний] комментарий относительно тех сомнений и подозрений [относительно работы FKTK] больше был связан с тем, что есть вещи, конкретно описанные в отчете [ОЭСР]. Есть вещи, о которых мы говорили с экспертами ОЭСР и МВФ. То, что в конце года начали появляться [заявления] с таким оттенком, будто есть какие-то невыполненные «домашние задания», что [со стороны FKTK] было какое очень неправильное поведение, мне кажется, больше отвечает определениям «сомнения и подозрения», чем фактической оценке того, что делалось.
Мы делаем то, что, на наш взгляд, отвечает требованиям, выдвигаемым законом надзору. Очевидно, ожидания общества иные. Если что-то такое происходит, как всегда, виноват надзор»,
— заявил сегодня Закулис. Во вчерашнем уведомлении об оставке он заявил, что идет на этот шаг ради снятия тени подозрений и сомнений с Комиссии. По его словам, решение об уходе он принял на прошлой неделе.
Публичное недовольство способностями FKTK побороть отмывку денег в латвийском банковском секторе стало в конце прошлого года — когда широко обсуждался и остро критический доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), и обыск, проведенный полицией в помещениях Trasta komercbanka в связи с расследованием отмывки денег. На прошлой неделе, как уже сообщал Rus.lsm.lv, FKTK установила ограничения на вывод средств из Trasta komercbanka — попутно признав, что за последние полгода банку были вынесены два предупреждения.
В самом начале года банковский сектор Латвии стал предметом обсуждения на слушаниях в Конгрессе США. Член Палаты представителей Шейла Джексон Ли заявила, что национальное достояние бывших республик СССР подвергается разграблению. В частности, она упомянула т.н. «дело о молдавском миллиарде», добавив, что большая часть похищенного могла осесть в латвийских банках.
«Свыше миллиарда долларов были украдены из молдавской казны, и
большая часть этих денег, по всей видимости, осела в трех латвийских банках — ABLV, Latvijas Pasta Banka и Privatbankа. Эти банки, по всей видимости, являются финансовыми учреждениями, контролируемыми партнерами и друзьями президента Владимира Путина,
которые имеют послужной список разграбления национальных бюджетов стран СНГ, — заявила, согласно стенограмме слушаний, Шейла Джексон Ли, демократ от штата Техас. — Я призываю администрацию [США] и Конгресс расследовать, не подвергаются ли расхищению средства национальных банков государств бывшего СССР, и не используются ли они, вольно или невольно, во благо террористических организаций».
Завтра об отставке Закулиса речь пойдет на заседании парламентской Комиссии по бюджету и финансам. Ее руководитель Карлис Шадурскис заявил, что за 4 года работы Закулиса FKTK многое сделало, однако многое еще остается не сделанным. «В оценках экспертов была критика. Часть ее относится и к компетенции FKTK, и я не стану скрывать, что
вступление в ОЭСР является в данный момент важнейшим внешнеполитическим приоритетом Латвии».
И Шадурскис, и премьер Лаймдота Страуюма считают, что медлить с назначением преемника Закулиса не следует. По словам Страуюмы, все парламентские фракции сознают, что на этом посту необходим профессионал.
Кандидатуру главы FKTK Сейму предлагают совместно президент Банка Латвии и министр финансов. Шефом Минфина пока является член «Единства» Янис Рейрс, однако в формирующейся новой коалиции этот пост отходит Союзу «зеленых» и крестьян (СЗК). Представитель СЗК в сеймовской бюджетно-финансовой комиссии Эдгар Путра призывает по этой причине процесс выдвижения нового руководителя банковского надзора притормозить до вступления в должность нового министра.