Поправки к законам о переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения должны лечь на стол правительства до конца года. Затем в течение четырех лет процесс должен завершиться. Госбюджету реформа обойдётся в 4 млн евро. Цель Минобразования – чтобы обучение в 10-12-х классах к 2021/2022му учебному году по общеобразовательным предметам велось исключительно на латышском.
Дети из нелатышских семей смогут в средней школе продолжить учить сам родной язык, литературу, а также изучать на нем связанные с родной историей и культурой предметы. Доклад о том, что необходимо предпринять для осуществления нововведений, МОН уже передал в правительство. До конца года туда должны передать и проект поправок к ряду законов. Чтобы уже с 1 сентября следующего года начать нововведения.
Это – не реформа, заявила Русскому вещанию LTV7 экс-министр образования Ина Друвиете (2004-2006):
«Это закономерный и постепенный образовательный этап. В Латвии введение билингвального образования проходило постепенно, c реализацией изменений каждые 3-5 лет. Спустя 28 лет с момента обретения независимости и принятия закона о языке для сплочения общества необходимо реализовывать перевод образования на государственный язык».
По мнению Друвиете, этот план министерства образования реалистичен, так как в нем упоминаются все необходимые шаги для реализации нововведений. И главная проблема, с которой могут столкнуться работники ответственного ведомства, по ее словам — негативное отношение общества. А негативное оно из-за недостаточной информированности.
Полтора года на посту министра образования провел Роберт Килис (2011-2013). Он выступает за многоязычие и сохранение такой системы, когда школы могли бы сами определять — по какой языковой пропорции обучать детей. По его мнению, в пользу проведения реформы именно сейчас недостает веских аргументов. Килис предостерегает от поспешности:
«Не просто вот таким тупым ходом идти к вещам, которые часть общества, конечно, будет поддерживать — потому что они думают, что так можно решить всё. Как волшебной палочкой все решается. И интеграцию можно совершить одним махом — поттерским махом, и все решается! Не будет такого!»
По словам Килиса, в докладе министерства отсутствует подтверждение необходимости изменений, которые бы опирались на международные исследования. Да и поднятие этого вопроса за год до выборов — не случайно. Язык как политический инструмент используют и в соседней России, рассказывает Килис:
«Государственный язык, русский, должен изучаться обязательно, а другие — нет. Например, в Татарстане это уже проблема с татарским населением, потому что там татарский — второй государственный язык. И русскоязычные могут сказать: зачем нам учить татарский. Наоборот ситуация — русский насаждается. Но мы видим, как это чувствительно».
Еще двое министров образования — Татьяна Коке и Марите Сейле — комментировать нововведения пока отказались, сославшись на недостаток имеющейся информации и неосведомленность в этом вопросе.
Между тем, сообщает Русское вещание LTV7, члены инициативной группы за сохранение образования на русском языке обратились во вторник 14 ноября к президенту и премьер-министру с требованием инициировать отставку главы Минобразования Карлиса Шадурскиса. По мнению активистов — министр избегает диалога с обществом, игнорирует интересы общества, нарушает нормативные акты и принципы демократии.