Наталья Гуменюк: Пока есть приток оружия в Донбасс, война может продолжаться

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В работе журналистов украинского интернет-телеканала Громадське ТВ сложность – не в том, чтобы найти очевидцев тех или иных событий и расспросить их (часто – по разным сторонам линии противостояния в Донбассе), но в том, чтобы составить по возможности полную картину, говорит учредитель и редактор Громадське ТВ Наталья Гуменюк. Вот за объективность на них и ополчаются. Но говорить – нужно, считает она. Нужно придумать, как. Ведь гибридная война не прекращается, а зрителю нужна проверенная информация.

Один из основных задач журналистики (на не только полевой), по словам Нататьи – это, когда один человек утверждает, что идет дождь, а другой – будто светит солнце, – не просто дать в эфир два этих утверждения, а, условно, «выйти на улицу и посмотреть, какая погода».

О том, что и украинские военные стреляют по мирным жителям Донбасса, общественное интернет-телевидение тоже сообщает, ничего не замалчивает, подчеркивает Гуменюк:

«Мы говорим об этом – спокойно, нормально говорим. И таких медиа в Украине много. У нас в стране много разных медиа! Да, люди по-разному воспринимают информацию.

Во всех странах, и в той же России, многие люди хотят слышать только то, что хотят. Это не чисто украинская особенность. И наша позиция – да, мы должны знать! Значит, надо находить способы, чтобы говорить, чтобы донести...

Например, у меня, когда готовлю материал с востока (а я много бываю там, каждый месяц не меньше недели), основная задача – что сделать, чтобы люди слышали. Когда показывают очередного человека, жалующегося в каком-то разбомбленном доме – таких жалоб очень, очень много, и в какой-то момент уровень сочувствия зрителя снижается, наступает порог усталости».  

И другое дело, по словам Гуменюк, когда тот же украинский военный говорит: вы понимаете, то, что мы здесь делаем, что мы находимся в этой деревне – если людям здесь не помогать, не прекратить придумывать какие-то бюрократические законы, сложные для переселенцев, то военным путем вопрос не решить.

«Вот когда такое говорит человек, облеченный властью и авторитетом, когда о каких-то вещах говорят люди, от которых неожиданно такое слышать, когда они говорят, что первое, о чем нужно заботиться – это соблюдение прав граждан Украины, – тогда это не выглядит как критика украинской власти и как что-то, что может оттолкнуть. И приходит понимание реальности. Так что журналист должен искать способ».

Разумеется, и множество пострадавших в Донецке людей сейчас критичны по отношению к киевской власти и нисколько ей не доверяют. Как с ними разговаривать? Да спокойно! – заявила Гуменюк:

«Мы все спокойно с ними общаемся, говорим с ними. И мы же понимаем, что живем в ситуации, когда ведется информационная война. И не один день! Помню, как мы приезжали в Крым, где люди реально боялись того, что не может произойти, какой-то выдуманной угрозы. И такое запугивание, как там «Правым сектором», еще кем-то – оно есть везде. Но в этом-то и задача – война за сердца и умы. 

Мы много говорим о роли информационной войны, о роли пропаганды, когда люди действительно могут поверить в несуществующее – допустим, что «украинскому солдату пообещают двух рабов». Но мы выступаем и против войны как таковой. Потому что война – это убийства, разрушения, беженцы, это первопричина всех несчастий».

Громадське ТВ никогда не будет давать одну точку зрения, подчеркивает его редактор. Гуменюк лично убедилась в зоне конфликта, что страдают от военных действий самые уязвимые слои населения Донбасса – те, у кого нет денег. Донецкая элита, по ее словам, уехала в Москву и Киев. А это те самые люди, которые «заварили кашу», которые по первости снабжали своими деньгами Майдан.  

«Теперь у них нет проблем, они спокойно живут! Отправили детей на Мальдивы и уехали из Донецка. Это – бывшая элита Партии регионов, которая приложила руку к тому, из-за чего теперь всё происходит. То же – люди с оружием: они спокойно могут себе позволить сходить в ресторан в Донецке! Но простая бабушка, которая там осталась – ей действительно нужна помощь».  

Каким термином определить происходящее в регионе? Гражданская война? Нет, настаивает Гуменюк: «Это военная агрессия другого государства. И всё!».

Потому что информационная война – это одно, «можно долго играться в телевизор», но, пока восток Украины через прозрачную границу протяженностью в сотни километров (которую армия Украины не контролирует) накачивается из России оружием и живой силой, ситуацию не переломить, и Минские соглашения останутся только разговорами. Самое же худшее зло – тяжелые вооружения, считает редактор Громадське ТВ:

«Что я больше всего ненавижу, что самое ужасное в этой войне – что задействована тяжелая военная техника. И все эти «Грады» и подобная техника – это самые ненадежные орудия убийства (по-видимому, все-таки неточные, судя по контексту. – Прим. ред.).

И когда стреляет «Град» – в ответ стреляют «Градом». Потому что иначе ликвидировать «Град» нельзя. Это называют «ответкой», говорят какие-то вещи, которых я не люблю. Вот говорят – работает артиллерия. Артиллерия не работает – артиллерия убивает!

И постоянный приток оружия у формирований на востоке (мы с коллегами намеренно не называем их «террористами» – так договорились; это слово – пропагандистская глупость! – мне кажется, куда важнее говорить «российские военные», и это предъявление намного серьезнее) через фактически открытую границу, при наличии каких угодно Минских соглашений, очень мешает что-то решать. Пока есть приток оружия, война может продолжаться».  

С полной видеозаписью передачи можно ознакомиться здесь.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное