На встречу в Лиепайском университете Министерство обороны приглашало всех желающих принять участие в семинаре «Путь к новой концепции обороны государства», но в основном пришли студенты и старшеклассники. После доклада министра обороны Артиса Пабрикса о внешних рисках для государства начался диспут, две команды приводили аргументы «за» и «против» на тему «Сможет ли Латвия себя защитить?». Вёл дискуссию исследователь Центра безопасности и стратегических исследований Национальной академии обороны Латвии Валдис Кузмин. Интересно, что команды подошли к проблемным вопросам, над которыми идет работа.
«Состояние нашего общества, общества, которое, не только – ну, мы знаем, что там латышское, русское и так далее. Но еще очень большое разногласие между разными социальными слоями. То есть если мы делаем опрос, люди, которые получают заработную плату выше средней — их отношение вообще к государству и к возможностям его защитить другое, чем у других слоев населения. Вот эта разнослойность населения – большой проблемный вопрос, и меня очень порадовало, что студенты подошли к этим вопросам тоже.
Другая проблема, если мы смотрим по обороне Латвии — это, конечно, какие мы большие или какие мы маленькие. Наш бюджет несравним, как мы это используем, как мы будем сотрудничать с нашими союзниками. Что еще меня очень порадовало во время дебатов – одна из команд заявила, что нет такого понятия «Латвия и НАТО», мы – часть НАТО», — сказал Кузмин.
Главной задачей диспута организаторы считают вовлечение молодежи в вопросы обороны государства, ведь в школах вводится система военного обучения. Подкованность молодежи в вопросах обороны порадовала и командира 44-го пехотного батальона Земессардзе, полковника-лейтенанта Вилмара Вецвагариса. Он отметил, что поднимались действительно актуальные для ополченцев вопросы, в частности, кадровые.
«Нам надо интенсифицировать работу с рекрутированием в Земессардзе. Это проект, над которым мы сейчас работаем, чтобы мы могли заполнить все критически важные для нас штатные места, чтобы мы могли выполнить порученные нам задачи. Амуницией и вооружением мы наполовину обеспечены, амуниции надо больше», — считает Вецвагарис.
Одна из целей Минобороны – чтобы после 2024 года количество земессаргов достигло 12 тысяч человек, что на 3-4 тысячи больше, чем сейчас. Министр обороны Артис Пабрикс отметил, что самое главное в новой оборонной концепции – приблизить ее к образцу Северных стран, и ключевой момент здесь – готовность всего общества к форс-мажорным обстоятельствам, в том числе каким-то авариям и другим ситуациям:
«Первое – это сознание нашего общества, что мы можем друг другу помогать, что мы готовы к разным кризисным ситуациям. И одна из таких вещей — это, конечно, возможность тоже в ситуации войны, даже если это гипотетическая ситуация, как мы будем сами, в своей семье и на работе, жить и существовать первые 72 часа, пока государство находится в кризисе».
Мировой опыт показывает, что знание людей, как действовать в кризисных ситуациях, снижает потери среди гражданского населения. По мнению Артиса Пабрикса, расходы в 2% от ВВП на нужды обороны – это минимум для любого государства.
«Мы вкладываем очень много из этих денег и в нашу индустрию, и в развитие, и в рабочие места, и так далее. Так что я думаю, что 2% это сейчас оптимально, потому что, конечно, у нас есть очень много других нужд, и в медицине, и в школах, и так далее, и в транспорте. Но, с другой стороны, эти деньги помогают и другим сферам. И когда мы сможем больше вкладывать – тогда будем, но пока это оптимально», — сказал министр.
Во время встречи с лиепайчанами глава Минобороны уделил немалое внимание внешней политике России. Артис Пабрикс отметил, что она волнует и другие страны:
«Гипотетически, конечно, Россия основная угроза, потому что других угроз у нас нет. И почему? Потому что за последние 10-15 лет у нас очень упало совместное доверие. Мы можем это улучшить. Мы должны это улучшить. Я хочу сказать также, что Латвия, как государство, которое граничит с Россией, очень заинтересована, чтобы были хорошие отношения с Россией.
Но конечно, нас, как маленькое государство, волнует, скажем так, военное участие России в Украине, война с Грузией, которая была в 2008 году. То есть мы видим, что Россия может использовать свои военные силы также против других государств, чего Латвия не хочет делать и не будет делать. Исходя из этого, если мы улучшим доверие между нашими государствами, я думаю, такие возможности кризиса, конечно, уменьшатся».
Артис Пабрикс подчеркнул, что вероятность кризисной ситуации с Россией крайне мала. Да и в целом в Латвии ситуация с безопасностью гораздо лучше, чем во многих других государствах.
Встречи с общественностью на тему «Путь к новой концепции обороны государства» планируются 26 сентября в Резекне, затем – в Риге, Валмиере и Елгаве. Новую концепцию национальной безопасности министерство планирует разработать к осени будущего года.