По ее словам, Европа сейчас переживает кризис ценностей: с одной стороны, интересы и ценности каждой страны, а с другой — необходимость протянуть руку помощи попавшим в тяжелое положение людям.
Кроме того, без ответов остается еще много вопросов, а у политиков не сложилось ясной картины феномена беженцев, признала министр.
«Я должна согласиться, что в переговорах в Кабинете министров, в целом среди лиц, принимающих решения, а также в общественном пространстве мы утратили рациональное зерно и впали в крайности.
С одной стороны, мы говорим, что никого не можем принять, и наша страна рухнет, с другой стороны, люди говорят, что нам нужно согласиться, иначе не будут летать самолеты НАТО и не будет фондов ЕС. И подлинный смысл солидарности в этих переговорах зачастую теряется», — говорит Мелбарде.
К тому же это находит свое отражение в обществе: например, полная ненависти риторика. Неприемлемо, что людей, готовых протянуть беженцам руку помощи, называют предателями. Однако есть и последователи утопических идей, те, кто считает, что появлению мигрантов в Латвии нужно содействовать, потому что это преумножит наше благосостояние.
Хотя нацблок не одобряет прием беженцев, Мелбарде считает, что действовать нужно в соответствии со сложившейся ситуацией:
«В настоящее время Латвия согласилась на беженцев в числе 700 человек, и нужно сделать все, чтобы управлять этим процессом, чтобы не возникли новые проблемы и риски».
Важно понять тот механизм, который позволит создать условия для беженцев, чтобы избежать социальной напряженности. Это и вопрос создания справедливой ситуации, так как напряженность может возникнуть, если беженцам будут обеспечены лучшие условия, чем местным жителям. В то же время беженцам необходимо обеспечить достойную жизнь.
Министр не согласна, что в Латвии нет системы интеграции беженцев — до сих пор их количество было небольшим, и система была ориентирована на это. Теперь ситуация в мире изменилась, и нам нужно быть готовыми принять их.
Нужно быть готовыми даже к тому, что сюда стихийно может приехать множество ищущих убежища, хотя Латвия и не та страна, в которую большинство из них стремится попасть в конечном итоге.
У министерства культуры бюджет на работу с беженцами будет выделен небольшой, однако уже год совместно с министерством иностранных дел оно работает над выделением средств из фонда ЕС для работы с мигрантами.
Как уже сообщалось, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер призвал страны Европейского Союза принять дополнительно 120 000 беженцев, которых необходимо распределить на все страны ЕС. Во вторник, 22 сентября, это было согласовано со всеми странами-участницами ЕС.
После острых дебатов в Сейме и правительстве Латвия добровольно согласилась принять 776 беженцев.