В связи с грядущими изменениями в законе Кабинету министров поручено подготовить список профессий, представителей которых работодателям будет разрешено «импортировать», так как в этих профессиях ожидается острый дефицит рабочей силы. На таких работников будет распространяться критерий минимальной зарплаты – она должна равняться средней для такой профессии в Латвии зарплате в минувшем году с коэффициентом 1,2 (вместо прежних 1,5).
Ранее Совет иностранных инвесторов уже указывал, что государству следует думать о привлечении в Латвию из т.н. третьих стран необходимых экономике специалистов. «Многие предприниматели обращались в FICIL и рассказывали о проблемах, возникающих при попытке нанять людей из третьих стран. В рамках же будущей политики можно было бы установить, каких именно специалистов мы особенно ждем из этих государств», — отметила тогда представитель совета Марта Яксона.
Законопроект предусматривает возможность сократить для таких иммигрантов до 10 дней срок рассмотрения документов по т.н. синей карте, или европейскому виду на жительство. А также – выдавать эту карту в случаях, если лицо не получило соответствующего высшего образования, но имеет не менее чем пятилетний опыт в избранной сфере.
Сезонным рабочим-иностранцам будут выдавать долгосрочную визу – на полгода в течение каждых 12 месяцев. Если иностранец захочет продолжить сезонную работу, он сможет, не выезжая из Латвии, запросить новую долгосрочную визу. Как ранее упоминала в дискуссии на Latvijas radio член правления Крестьянского Сейма Эдита Страздиня, в стране остро не хватает сезонных рабочих - проблему составляет найти в сезон даже сто человек сразу, не говоря уж о большем числе.
Ожидается, что в течение года в Латвию могут въезжать с такими целями порядка 50 сезонных рабочих и 50 сотрудников, перемещенных из зарубежных подразделений предприятий, работающих в Латвии.
Вид на жительство иностранец сможет просить и на срок до трех лет, если он планирует в Латвии вести деятельность, связанную с созданием или развитием инновационных продуктов.
В законопроекте предлагается отменить требование к лицам латвийского происхождения, желающим получить постоянный ВНЖ - доказать, что они переезжают в Латвию. Эта норма меняется потому, что подающие подобные запросы люди, как правило, уже живут в Латвии, имея временный ВНЖ.
В новой редакции закона также с 9 до 6 месяцев сокращается срок, в течение которого соискателям убежища, пока их заявку о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса рассматривают чиновники, запрещено искать в Латвии работу.
Меняются требования к представительствам иностранных коммерсантов, чьим сотрудникам требуются виды на жительство. Впредь иностранное предприятие у себя на родине должно быть зарегистрировано не менее чем пять лет, на нем должно быть трудоустроено не менее 50 человек, а его оборот должен превышать 10 млн евро. Так законодатели намерены «обеспечить приход на латвийский рынок только перспективных компаний». В настоящее время большинство запросов по ВНЖ для представительств зарубежных фирм отклоняется, потому что большинство таких представительств фактически не работает, указывают авторы законопроекта.
В законе будет также уточнено, как обосновывается отказ в визе или ВНЖ, связанный с подачей поддельных документов.
Поправки в закон вносятся, с тем чтобы в нем были соблюдены требования ЕС. Закон об иммиграции в третьем чтении в четверг 19 января рассмотрит Сейм.
КОНТЕКСТ
По данным ЦСУ, во втором квартале 2006 года в Латвии было в общей сложности 984 тыс. рабочих места (966 тыс. занятых и 18 тыс. вакантных), 10 лет спустя — 906 тыс. (891 тыс. занятых и 15 тыс. свободных) — что означает сокращение на 6%.
Население страны за это время сократилось с 2,223 млн. до 1,965 млн. человек, т.е. на 11,6%.
Наконец, число пенсионеров всех видов уменьшилось, соответственно, с 584,6 тыс. до 562,7 тыс. — на 3,7%.
Так, убедился Rus.lsm.lv в базе данных ЦСУ, за первые 9 месяцев 2016 года в Латвии стало на 11,4 тыс. жителей меньше, и лишь неполных 5 тыс. из этого числа объясняются превышением смертности над рождаемостью (16,6 тыс. новорожденных против 21,3 тыс. умерших). За полный прошлый год население сократилось на 17 тысяч: смертность по-прежнему выраженно обгоняла рождаемость (28,5 тыс. умерших и 22 тыс. новорожденных), а эмиграция — иммиграцию (20,1 тыс. уехавших и 9,5 тыс. приехавших).
Такая картина — когда чисто демографические причины ответственны лишь примерно за половину сокращения населения, как ранее отмечал Rus.lsm.lv, наблюдается вот уже более 20 лет, на протяжении которых статистика показывает примерно одинаковую картину. С 1995 до 2014 года население страны сократилось на одну пятую, с 2,5 млн. до 2 млн, и большая смертность и малая рождаемость «ответственны» лишь за 224,7 тыс. потерянных жителей. Остальное объясняется отъездом за рубеж.
Сильнее всего этот эффект проявился в 2010 году: население Латвии сократилось на 45,9 тыс. человек, причем за счет низкой рождаемости и высокой смертности — «всего» на 10,3 тысячи. Предыдущий, 2009-й год, был немногим лучше: 42,3 тыс. и 7,9 тысячи соответственно. В оба этих года число уехавших существенно превысило число умерших.