Личное дело

Служба негосударственных расходов

Личное дело

Тише, тише...

Красные линии??

Красные линии и их гибкость в современной истории Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

«Начертить красную линию» в политике обычно означает чётко разграничить: на что ты готов ради власти, а на что — ни в коем случае. Нарушь эту тонкую черту – лишишься избирателя, за чем следует «вылет» из парламента. Если же подобные нарушения делаются бессовестно и систематически несколько раз подряд, на улицы могут выйти тысячи, а происходящее впоследствии назовут «революцией зонтов», сообщает передача Латвийского радио 4 «Личное дело».

18 октября 2007 года перед зданием Сейма не было свободного места. Совсем. Никто не думал, что сюда поместится пять тысяч протестующих против попыток премьера Айгара Калвитиса уволить главу Бюро по предотвращению и борбе с коррупцией (KNAB) Алексея Лоскутова. Желание политической элиты  с ним расправиться – тогда связывали с личными счётами. Сегодня Лоскутов вспоминает – премьер хотел полностью подчинить себе бюро.

«Правительство было поставлено в ситуацию, когда они вторые после бога. Премьер своим высокомерием отталкивал большинство жителей Латвии. Он представлял интересы тех экономических групп, которые стояли за ним», - вспоминает Алексей Лоскутов.

Менее чем через месяц Калвитис, похоже, не выдерживает народного давления, сообщает о намерении уйти в отставку. Ещё через месяц уходит. Это начало конца  эпохи Народной партии и её лидера Андриса Шкеле — одного из тех, кого было принято называть самым влиятельным олигархом Латвии.

Айгара Калвитиса в премьерском кресле сменяет Ивар Годманис, а Министерство сообщения возглавляет – «кто же ещё?» Айнар Шлесерс, о политических амбициях которого слагали легенды, и скромно называли его «бульдозером»  и  одним из трёх латвийских олигархов.

Но спрос на честное и справедливое управление государством остался. Не удивительно, что рокировка олигархов не пришлась по вкусу тем, кто стоял под зонтом в октябре седьмого года. И уже 13 января 2009-го в сторону Сейма полетели камни. Это так и назовут – «революция булыжников».

Спустя месяц уходит в отставку Годманис, а вместе с ним теряет должность и Шлесерc. Но это не мешает ему до 2011 года являться депутатом сначала 9-го а потом и в 10-го Сейма и заодно стать главной видимой причиной его роспуска.

Когда «бульдозером» всерьёз заинтересовался KNAB, Сейм отказался выдать разрешение на проведение обыска дома у неприкосновенного депутата Шлесерса. Ровно через два дня  президент Валдис Затлерс объявляет о роспуске парламента, которым, по его словам, «правят узкие группировки».

Через каких-то 10 дней в Риге на дамбе АБ было жарко. Не только потому, что дело было в начале июня, нет – где-то здесь,  в этом самом месте народ сжигал символ нежелания видеть, слышать и говорить о несправедливости, царившей в государстве. Это были своеобразные похороны олигарха. Политическая элита тогда всем так надоела, что примерно за сутки организаторам акции удалось собрать здесь порядка 8 тысяч человек для абсолютно мирной акции.

Огонь действительно был лишь символом, говорит одна из участников «Похорон олигархов» телеведущая Байба Сипениеце-Гаваре. А вот решимость – выступить против вседозволенности элиты – была вполне реальной.

«Когда ты видишь наглого человека, ты же ему сразу не намекаешь. Терпение лопается при каких-то обстоятельствах. Наверное, с их стороны уж было столько наглости, что мы не могли больше сидеть и ворчать. Какая-то часть общества вышла и сказала — эй, мы не бараны, мы не стдо. И с нами нельзя так», - говорит Байба Сипениеце-Гаваре.

Но в политике всё и так уже было решено. 10-й Сейм Валдис Затлерс распустил под занавес своей президентской карьеры, и уже в 11-й Сейм гордо въехал на сверкающем коне новехонькой Партии реформ с жирной красной линией на боку – никакого сотрудничества с олигархами. И Партия реформ, казалось, не шутит: из правящей коалиции тут же вылетает Союз «зелёных» и крестьян. Тот, кого называли еще одним олигархом, глава Вентспилсской городской думы Айвар Лембергс, чья партия тесно связана с СЗК, теряет интерес ездить в столицу на ближайшие два с лишним года.   

Вот только Затлерсу и его свите это не помогло. Рейтинг партии после выборов обрушился вдвое всего за один месяц. И уже в следующем правительстве за одним столом с Единством, Националами и Партией реформ сидят целых три министра от зелёных. Красных линий как не бывало, они  растворились в политической реальности.

«Я сам не только нарушал поставленные красные линии, я их стёр во многом», - говорит бывший председатель Партии реформ, экс-министр финансов Вячеслав Домбровский.

Второй после Затлерса. Именно Вячеслав Домбровский взял на себя руководство партией реформ, когда её идейный отец сложил с себя полномочия. Он говорит, даже среди реформистов красные линии были не столь уж красными. 

«Я не считал борьбу с олигархами чем-то продуктивным. Наблюдение простое — за 2-3 года, когда олигархов не было у власти — что мы увидели, что изменилось? Появилось ли вообще раб мест, увеличились ли доходы населения? Был ли этот эффект таким, какого ждали? Если бы был — партия реформ бы не сгинула», - добавляет Домбровский.

Сгинули красные линии и сама партия, но не её отдельные члены, которые сегодня уже от списка Единства без зазрений совести готовы работать в правительстве под руководством  премьера от СЗК. А в каждом из этапов формирования которого участвует лично Айвар Лембергс. Тот самый, против сотрудничества с которым они подписывались если не кровью, то чем-то красным.

Министр иностранных дел, бывший член Партии реформ Эдгар Ринкевичс в разговоре с LTV7 сказал, что эти вопросы больше не актуальны. Бывший член той же партии, ныне депутат от «Единства» Ромуальд Ражукс заявил, буквально, что «наш путь показал пагубность железобетонных установок, красных линий, которые не способстовали жизни Партии реформ».

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное