КОНТЕКСТ
Несколькими днями ранее о ликвидации института негражданства высказался и депутат Сейма от Национального объединения Яниса Домбрава. В социальной сети Facebook он написал:
«Представим, что в 2018 году принимается политическое решение — институт неграждан в Латвии ликвидируется, и государство устанавливает, что все неграждане впредь считаются гражданами того государства, из которого они или их предки въехали в период оккупации Советским Союзом.
Эти люди стали бы гражданами соответствующих государств без удостоверяющих личность документов — подобно искателям убежища, которые прибывают в Европу и потеряли или уничтожили свои документы. Одновременно государство делает жест доброй воли, вводя переходный период. Бывшие неграждане получают вид на жительство сроком на 5 лет, чтобы они могли или натурализоваться и стать гражданами Латвии, или получить необходимые документы из своих стран происхождения. По истечении пятилетнего периода виды на жительство не продлеваются. К лицам, выбравшим принадлежность к другим государствам, применяется та же процедура, что сегодня применяется к российским инвесторам или индийским студентам».
Идею же о необходимости просто облегчить условия натурализации, нередко звучащую в публичном пространстве, журналист не поддерживает – нужного эффекта это не даст, куда важнее искоренить сам статус негражданина в целом, считает она:
«Я была бы за то, чтобы закон о гражданстве изначально был другим. Но ситуация такова, какова есть.
Однако неграждане просуществуют столько, сколько существует сам этот статус. Так что главная дискуссия – о статусе».
Публицист, некогда лидер Народного фронта Латвии Дайнис Иванс согласился с мнением, что облегчать условия натурализации не следует — они и так не слишком сложны. К тому же это нечестно по отношению к тем, кто уже добросовестно прошел через этот процесс и получил гражданство Латвийской республики.
Профессор университета им. П. Страдиня Денис Ханов считает, что натурализация – вопрос, лежащий не в практической плоскости, это вопрос ценностей. По выражению Ханова, гражданство должно стать «идеей маркетинга по укреплению связи между активной частью общества и людьми, которые хотят быть ее участниками».
Насильно ничего навязать нельзя, и политикам следует признать ошибки прошлого – извинения за них могли бы стать для многих неграждан стимулом к прохождению натурализации, заявила известная писательница Марина Костенецкая. Она также склонна считать, что в Латвии следует создавать «новую русскую элиту», которая помогала бы бороться с кремлевской пропагандой.