Формальное отношение ведомств к антикоррупционным планам изменят с помощью правил Кабмина

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Уже 12 лет, согласно программе Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB), все муниципальные и государственные ведомства должны разрабатывать антикоррупционные планы. Однако оказалось, что к этим требованиям все относятся по-разному: кто-то создает продуманные программы, кто-то выполняет задачу поверхностно и формально, а кто-то вовсе ничего не делает, сообщает Latvijas Radio.

Такой вывод KNAB сделало в прошлом году на основании опроса. Не так давно бюро разработало проект правил Кабинета министров, который указывает, какими именно должны быть эти антикоррупционные планы. Документ на этой неделе рассматривали на собрании госсекретарей.

Государственные и муниципальные ведомства разрабатывают антикоррупционные планы столь разного качества, потому что до этого не было конкретных требований — точнее, не было регулирующего внешнего нормативного акта, указали борцы с коррупцией.

Теперь же KNAB разработал соответствующие требования — они уже начали свой путь к согласованию в правительстве. Правила будут относиться к государственным и муниципальным ведомствам, а также к капитальным обществам публичных лиц.

«Мы в реальности констатировали, что не у всех ведомств, во-первых, эти планы есть. Во-вторых, внутренние мероприятия противокоррупционного контроля полностью зависят от личной уверенности и знаний должностных лиц ведомства и заинтересованности руководителя.

Вместе с тем это первый внешний нормативный акт, призванный конкретизировать, что здесь должно быть — и в этом плане, и в этом ведомстве», — рассказала представитель KNAB Лаура Душа.

«После принятия этих правил планируется разработать конкретные рекомендации, как эти правила на практике претворять в жизнь и разрабатывать ведомственные планы и документы»,

— добавила она. 

Не только KNAB, но и Госконтроль имеет дело с антикоррупционными планами ведомств: каждая ревизия включает в том числе и оценку мероприятий по предотвращению коррупции и возможного конфликта интересов. Если ревизоры сделали вывод, что, например, внутренних нормативов для указанного направления работы нет, это считается фактором повышенного риска. В этом случае проверяющие проводят углубленный анализ ситуации.

«Очень индивидуально, есть ситуации, когда плана нет, есть ситуации, когда планы очень формальные или общие, но ясно также, что эти процедуры внутреннего контроля должны быть разработаны в рамках ежедневной деятельности ведомства, а не созданы дополнительно»,

— отметила представитель Госконтроля Зане Озола.

Она добавила: если есть признаки того, что коррупция или конфликт интересов возможны, Госконтроль сразу сообщает об этом KNAB.

Янис Волбертс, глава общества за открытость Delna, рассказал: опыт организации свидетельствует, что во многих ведомствах подобного плана нет — а существующие очень формальны.

«Они не связаны с реальной работой ведомства ни в отборе персонала, ни в документообороте.... Документы, которые мы видели, за очень, очень редким исключением, их можно пересчитать на пальцах одной руки, в основном оторваны от ежедневной работы ведомства, и вместе с тем формальны», — отметил Волбертс.  

Глава Delna положительно оценил проект документа, важно по сути понять смысл антикоррупционных планов и их значение. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное