В этом году в Латвии была уникальная ситуация – такого внимания к выборам президента со стороны СМИ эксперты не помнят. Сайты, теле и радиопередачи были заполнены специальными циклами, проектами и дискуссиями. Такое усиленное внимание помогло подключить к политическим процессам даже тех, кто до этого был от них далек.
«В некоторые дни казалось – зачем мы опять говорим про выборы? Но это помогло нам узнать о качестве нашей политики, ее закулисье. Те, кто были заинтересованы, смогли узнать, как эта политическая каша в Латвии сварена», - рассказывает преподаватель факультета коммуникаций университета имени П. Страдиня Анда Рожукалне.
Средства массовой информации без сомнения формируют образ президента, говорит она, но, однако, главная роль в этом все равно принадлежит главе государства:
«Если президент пассивен, тогда масс-медиа выбирают какую-то фрагментарную информацию. Подчеркивают что-то непонятное, что-то смешное... Создается однобокое впечатление о президенте и его работе. Но это у него тут - первичная роль, он может быть активным, сам объявлять приоритеты и разъяснять свои идеи. Только от того, насколько он активен или пассивен, СМИ могут как-то влиять».
Лига Крапане – пресс-секретарь президента Латвии Андриса Берзиньша. С должностными лицами она работает уже очень давно и по своему опыту знает, что общение с журналистами – это очень филигранный процесс. Важно всегда быть начеку и помнить, что вне зависимости от того насколько хорошо ты знаешь того или иного представителя прессы, он в первую очередь журналист.
По мнению пресс-секретаря, именно СМИ и социальные сети формируют образ президента, в то время как роль самого главы государства второстепенна. Лига вспоминает эпизод, который произошел 3 сентября 2012 года, когда Андрис Берзиньш вел своего сына-первоклассника в школу. Тогда президент обратился к одному из операторов «По голове захотел, да?»:
«Он лично просил журналистов: пожалуйста, не снимайте! Они продолжали снимать. Конечно, потом была очень неприятная история. После которой президент сам, лично, подошел к эитм журналистам и сказал: подалуйста, извините меня. Но об этом уже никто ничего и нигде не упомянул».
Время, когда образ президента создавали журналисты и его пресс-служба, прошло, считает социоантрополог Айвита Путниня. По ее мнению, СМИ постепенно вытесняют социальные сети. Ситуация с новоизбранным главой государства Раймондсом Вейонисом доказывает, что общество становится все меньше зависимо от посредников:
«Когда говорят, что вот есть какой-то компромат уже на президента, и это может повлиять - нет, так сильно, как прежде, повлиять уже ничто не может! Потому что президент сегодня сам создает свой имидж. Поэтому нельзя говорить о влиянии на это журналистов или о влиянии олигархов на журналистов», - говорит Айвита.
Мы привыкли к формальной коммуникации. Предыдущие президенты соцсетями пользовались неохотно. Но именно эта среда выгодна тем, что там глава государства может независимо и самостоятельно формировать свой образ:
«Соцсети дают очень много, взять тот же бизнес: первое высказывание президента ["Наверное. сначала надо дёрнуть"] появляется уже в меню ресторанов, уже первые товары с цитатами на рынке появились. Он даже пользуется этой популярностью соцсетей к своей пользе. И это очень важно, что не только журналисты или пресс-служба создают имидж президента, но он сам словно бы обращается в соцсетях к общественности. Я читала, что Вейонис будет встречаться с теми предпринимателями, которые будут использовать его цитаты, чтобы производить свою порудкцию».
Если новоизбранный президент будет более активно общаться в соцсетях, то влияние СМИ будет еще заметнее уменьшаться, считают эксперты.