Экс-глава антикоррупционного ведомства: шеф KNAB — один в поле воин

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет и 8 месяцев назад

«KNAB как идея (...) показал, что эта модель очень эффективна. Во всем мире схожих по функциям учреждений – хорошо если три. То есть это наиболее передовой опыт. И поломать его только потому, что кто-то из подчиненных в KNAB не хотел принять нового руководителя — на мой взгляд, это просто недопустимо», — заявил в интервью программе «Домская площадь» Латвийского радио-4 возглавлявший это ведомство в 2004-2008 гг. Алексей Лоскутов. В данный момент он является председателем парламентской антикоррупционной подкомиссии.

Лоскутов прокомментировал сообщение о том, что Государственная канцелярия предлагает не называть имена кандидатов в руководители Бюро по контролю и пресечению коррупции (БКПК, KNAB) до завершающего этапа конкурса. Гость программы считает: если речь идет о том, что претендентов не называют до второго тура, то ситуация не изменится, поскольку в данный момент первый этап конкурса — закрытый, после оглашаются имена прошедших во второй тур.

Однако если планируется, что имена будут оглашать после конкурса — когда кандидатуры уже направили на рассмотрение в Кабинет министров — это «не может не настораживать». «С одной стороны, противокоррупционная деятельность в целом эффективна только тогда, когда она максимально открыта — открыты доходы должностных лиц, открыт порядок принимаемых решений, в том числе и открыты кандидаты на должность антикоррупционного бюро.

Я считаю, что эта открытость является абсолютно обязательным условием, потому что то, что проверяют в кабинете четыре члена комиссии, это хорошо, но этого мало, потому что общество наше достаточно информировано — с учетом размера нашей сравнительно небольшой по численности населения страны.

И если у кандидата на любую должность есть какие-то грехи, то скорее всего они прозвучат публично — и комиссия сама сможет публично оценивать эти грехи: достаточные, чтобы дисквалифицировать кандидата, или недостаточно серьезные, чтобы препятствовать назначению на новую должность», — заявил Лоскутов. 

В пример он привел претендента на должность главы Службы госдоходов Ингу Колегову. Вопросы о ее связи с бизнесом поставили не сотрудники конкурсной комиссии, а общество.

«Я считаю, что такое участие общества, журналистов, которые занимаются расследованиями, является очень хорошим условием, чтобы найти наиболее честного, открытого кандидата, в отношении которого не будет компрометирующих материалов, которые могли бы использовать против него, когда он уже займет должность»,

— указал экс-глава KNAB.

Он признал, что результаты прошлого конкурса на пост главы KNAB (комиссия не сочла ни одного из 10 кандидатов подходящим по формальным критериям) стали неожиданностью. По мнению Лоскутова, общество имеет право знать хотя бы обобщенную информацию о том, «какие обстоятельства воспрепятствовали».

Прокомментировал депутат и тот факт, что среди не прошедших во второй тур кандидатов был и занимавший тогда пост главы ведомства Ярослав Стрельченок.

«Я не исключаю, что эта комиссия оценивала формальные критерии более строго, чем предыдущая», — заявил Лоскутов.

С его точки зрения, чрезвычайно важно, чтобы кандидаты были уверены: комиссия оценивает их адекватно. «Это уже далеко не первый конкурс на должность руководителя KNAB, и всегда эти конкурсы были достаточно тяжелым испытанием для всех, кто в них участвовал», — указал Лоскутов.

Он считает, что люди, которые могут стать руководителями KNAB, есть. «Но я допускаю, что кто-то из них чувствует себя достаточно комфортно на своем рабочем месте, не хочет брать на себя ответственность за коллектив из почти 150 человек, особенно поскольку опыт последних 3-4 лет показывает, что коллектив KNAB достаточно сложный.

И руководитель KNAB в большой степени один в поле воин, потому что рассчитывать на какую-то большую поддержку достаточно сложно — говоря о поддержке или политологов, или журналистов. Надо рассчитывать в принципе на свои силы, и надеяться, что в числе работников KNAB найдутся те, с которыми можно создавать свою сильную команду»,

— уверен Лоскутов.

По его мнению, при этом чрезвычайно важно, что «все внутренние перипетии KNAB не остановили работу бюро». Не могли не повлиять, считает депутат, но «работа продолжалась».

Лоскутов уверен: реорганизовывать антикоррупционное бюро не следует. «KNAB как идея, как особый вид специального учреждения по противодействию коррупции показал, что эта модель очень эффективна.

Во всем мире схожих по функциям учреждений — хорошо если три. 

То есть это наиболее передовой опыт, и поломать его только потому, что кто-то из подчиненных в KNAB не хотел принять нового руководителя — на мой взгляд, это просто недопустимо». 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Еще видео

Еще

Самое важное