Госканцелярия в мае объявила конкурс на соискание освободившейся должности. Кандидатов нашлось всего два. И сбылся прогноз министра благосостояния Яниса Рейрса, что конкурс может провалиться.
Уже несколько месяцев ведомство работает без начальника, под руководством и.о. директора – Аниты Готхарде. Сама она признала, что говорила с сотрудниками о выдвижении кого-либо на руководящий пост – но желания никто не изъявляет. Как и она сама. Готхарде ссылается на свой предпенсионный возраст.
Но, как ранее заявляла, комментируя ситуацию в инспекции, Илона Кронберга, в Латвии не обеспечиваются даже самые базовые права детей. Смена руководства инспекции ничего тут не изменит, прогнозировала она. В инспекции есть люди, способные работать очень хорошо – но их нужно ободрить, и тут слово за Минблагом, считает Кронберга:
«Эта должность сама по себе не слишком заманчивая. Тут нужно выбирать среди практиков. Нужно также присмотреться, возможно, к академической среде. Человека следует искать среди отраслевых профессионалов – и нужно взывать к ним, нужно ободрять этих людей».
Министр благосостояния Янис Рейрс сообщил, что параллельно конкурсу были проведены переговоры с рядом госслужащих, которые могут быть в порядке ротации переведены в инспекцию. На следующей неделе станут известны итоги этих переговоров, и тогда решится, объявлять ли новый конкурс на вакансию.
Рейрс признал: никто не горит желанием занять руководящую должность, возможно, потому, что скандал в Елгавском детдоме и другие неприятные инциденты высветили множество нарушений в системе защиты прав детей, в том числе – насилие в учреждениях опеки. Инспекция по защите прав детей в свое время не наказала директора Елгавского детдома отстранением от должности – и когда всплыл масштаб происходящего в этом детдоме, прозвучали доказательства – в адрес инспекции было много критики, отметил Рейрс.
Омбудсмен Юрис Янсонс выступил за ее организацию инспекции, хотя и не поддерживает идею о ее ликвидации. Янсонс отметил: поскольку в 2016 году было констатировано всего шесть случаев нарушений прав детей со стороны должностных лиц, проявления насилия – это означает, что инспекция «не координирует, не надзирает и не наказывает виновных».
«Нам нужна абсолютно независимая институция вне подчиненности министерству. Способная надзирать за всей системой в целом», - убежден Янсонс.