De facto: взяточники предпочитают наличность

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Европейские специалисты считают, что отсутствие ограничений в отношении накоплений наличности повышает коррупционные риски среди чиновников и госслужащих и Латвии - возможно, стоит их ввести. Впрочем, как сообщает программа LTV De Facto, такие сбережения для должностных лиц в развитых западных странах не являются обычным делом.

Бывший судья и исследователь коррупции Тилман Хоппе из Германии сообщил журналистам De facto, что ему известен только один случай, когда у него на родине должностное лицо задекларировало сбережения в наличных. Как выяснилось позднее, человек таким образом пытался избежать уплаты налогов.

«Конечно, все может быть вполне невинно. Может найтись человек, который не доверяет банкам. В то же время я изучал системы декларирования доходов в 25 странах, и мое главное наблюдение заключается в том, что вовлеченные в коррупционные схемы должностные лица предпочитают наличные. Потому что отследить происхождение таких денег невозможно: вы всегда можете сказать, что нашли их на улице. Поэтому так трудно обнаружить не только случаи коррупции, но и уклонение от налогов и другие преступления», — говорит специалист.

Представитель международной организации Transparency International Бригит Нигрен из Швеции заявила LTV, что у нее в стране использование наличных в быту вообще не очень распространено. И она даже не смогла припомнить, когда кто-нибудь из должностных лиц получал взятку бумажными деньгами. Она признает, что незаконные доходы можно получать и перечислением – например, в виде платы за якобы оказанные услуги. В то же время, по ее мнению, в Латвии есть смысл попытаться сократить использование «физических» денег.

Т. Хоппе считает, что такие ограничения в Латвии осложнили бы взяточникам жизнь. Возможно, их стоит распространять не на всех подряд, а только на определенные группы. Так или иначе, этот вариант стоит рассмотреть , потому что «в вашей стране (то есть в Латвии, — Rus.Lsm.lv) есть риск, что должностные лица, возможно, накапливают незаконно нажитые средства. Поэтому очень важно не разрешать делать такие сбережения в наличных, начиная с определенной суммы».

По его словам, сейчас об этом идет дискуссия и в Германии — правда, в контексте борьбы не столько с коррупцией, сколько с неуплатой налогов и финансированием терроризма.

Изучая опыт других стран, De facto также обнаружила, что в разных странах к проверке деклараций должностных лиц подходят по-разному. К примеру, в Словении изучению подвергаются до 75% деклараций, в Польше и Эстонии – до 10%, в Литве интенсивность проверок зависит от предоставленного финансирования в соответствующий год.

Как уже писал Rus.lsm.lv, журналисты передачи LTV De facto, проанализировав 111 деклараций следователей СГД, пришли к выводу, что, похоже, многие из них либо не доверяют банкам, либо, возможно, пытаются легализовать средства, полученные незаконным путем. Декларации 33 чиновников вызывают подозрения: в них указаны только накопления в наличных, ежегодные денежные подарки от родственников, выданные третьим лицам крупные займы и выигрыши в азартных играх.

Вообще борьба с неправедно нажитыми средствами — местными и иностранными — является одним из тех направлений, где Латвии придется приложить усилия, чтобы вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD). Так, недавно ОЭСР признала, что наша страна не слишком активно противостоит «экспорту коррупции», а в декабре передача De Facto сообщила, что «клуб богатых и успешных» не в восторге и от того, как наши надзорные органы отслеживают подозрительные сделки по отмывке капиталов с использованием местных банков.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное