Лига Козловска, глава Ассоциации сельских семейных врачей, работает в Балви. В прошлом году она прошла обучение по работе с системой э-здоровья. Первое впечатление — не лучшее.
«Она сперва просто не работала. Сперва не работала — это были курсы. Потом работала, но очень медленно — и это нас тоже не устраивает. В первую очередь — пациент. Мы не можем думать о том, как писать рецепт — это ненормально, если будет 5-10 минут для рецепта», — заявила Козловска.
Глава Ассоциации семейных врачей Сармите Вейде считает, что введение данных в систему занимает намного больше времени, чем заполнение бланков от руки. И так не должно быть. Если система не помогает, а затрудняет работу, она не имеет смысла. Но больше всего ее беспокоит, что в больничном и обычном рецепте теперь придется указывать диагноз пациента.
«В правилах Кабинета министров говорится, что мы должны писать диагноз в листе нетрудоспособности и рецепте.
Раньше этого не было. Мы не уверены, что это информация не будет утекать в публичное пространство. Кроме того, сначала диагноз зачастую приблизительный. Его уточняют значительно позже», — пояснила Вейде.
На свои сомнения в необходимости работодателю и аптекам знать диагноз пациентов указывает в своем письме Минздраву и омбудсмен.
«Если ортоз, протез или ранняя беременность — что это дает работодателю? Это лишняя информация, тем более очень личная»,
— уверена Рута Силиня, представитель Бюро омбудсмена
Интересно, что в Национальной службе здоровья отрицают, что диагноз в рецепте будет обязательным. Как и то, что работодатель узнает диагноз болеющего сотрудника.
Мартиньш Смилга, директор Департамента э-здоровья Национальной службы здоровья, заявил: «В больничном врач должен будет указывать диагноз, но он останется только в нашей системе для статистики. Эта информация не будет доступна никому, кроме врача и пациента.
Работодатель получит лишь минимальную информацию. Что касается рецептов, то указывать во всех диагноз вовсе не будет обязательно».
Врачи недоумевают. Для статистики они заполняют специальный талон амбулаторного пациента, там есть в том числе и диагноз. Но это не единственная претензия. В данный момент тестировать э-здоровье можно на добровольных началах. Обязательной для всех медучреждений система станет 1 декабря.
Семейные врачи уверены: систему нужно было тестировать как минимум полгода. В Минздраве парируют: пилотный проект Латвия не может себе позволить.
«Данный продукт появится в конце сентября, и с ним можно будет работать. Запустить одновременно тестовый и пилотный проект мы не можем — не хватает мощностей», — заявил Карлис Кетнерс, заместитель госсекретаря Министерства здравоохранения.
Реализация проекта э-здоровья началась еще в 2009 году, и срок запуска сервиса неоднократно откладывался. В 2015-м Госконтроль обнаружил в системе множество недочетов. Обошелся проект почти в 15 миллионов евро.
Как уже писал Rus.lsm.lv, c сентября все желающие врачи могут поучаствовать в тестировании первых продуктов э-здоровья, сообщила министр здравоохранения Анда Чакша. «Будем приглашать на тестирование врачей, кто к этому готов. Мы понимаем, что пока врачам придется делать двойную работу, выписывая электронный и «бумажный» рецепт, чтобы убедиться, что все работает», — говорит Чакша.
Проблемы, которые удастся обнаружить в период тестирования, разработчику системы — компании Lattelecom — и ее заказчику — Национальной службе здоровья — необходимо будет решить до декабря, когда использование программы будет обязательным.
Идея создания в Латвии системы э-здоровья зародилась более десяти лет назад. Это произошло в тот момент, когда эстонские специалисты уже разрабатывали собственную аналогичную систему. Эстонии удалось запустить ее уже в 2009 году, потратив на разработку 7 лет. Эксперт эстонской системы э-здоровья, профессор Петер Росс рассказал, что ключевым в успехе эстонской системы был обеспеченный государством безопасный цифровой канал для обмена данных. «Икс-роуд», как его называют специалисты. Он позволяет безопасно связать между собой все государственные базы данных, не подвергая риску данные пациентов. Росс перечислил и другие факторы, повлиявшие на успешное внедрение новой системы.