«Если бы каждый задумался, что среди нашего населения есть ВИЧ-инфицированные, думаю, у нас бы прирост их числа уже давно уменьшился бы, – пояснила председатель правления Балтийской ассоциации ВИЧ Инга Упмаце. – Суть нашего призыва в том, что, чем раньше обнаруживается ВИЧ – а вначале симптомов никаких нет, – тем скорее человек насторожится и перестанет заражать других людей. И получит лечение, и начнет использовать презервативы при сексуальных контактах».
Упмаце подчеркнула: в наши дни уже невозможно говорить только об отдельных группах риска – ранее к ним причислялись наркоманы или мужчины гомосексуальной ориентации.
«Пора обсуждать рискованное поведение вообще. Любой человек может оказаться в ситуации, когда при рискованном поведении он может заразиться ВИЧ. И мы решили в этом году начать раньше (в другие годы мы начинали только 1 декабря просвещать людей о ВИЧ/СПИД), уже с сентября начать обсуждать эту проблему. И надеемся, что наш призыв люди услышат», - сказала она.
Услышать нужно и медикам. Если к практике семейного врача «прикреплено» 2000 пациентов – десять из них могут быть ВИЧ-инфицированными, это простая статистика, отметила руководитель общества. Следует выявить их. А пациентам самим подумать о возможных рисках и провериться. Особенно если идет речь о скором вступлении в брак или планировании ребенка в семье, о начале отношений с новым интимным партнером.
«Думаю, это очень хорошо для начала отношений – узнать, что обе стороны не имеют ВИЧ-инфекции», – отмечает Упмаце.
У этой болезни нет характерных симптомов, и единственный способ определить ее наличие – ВИЧ-тест, подчеркнула заведующая амбулаторным отделением ВИЧ/СПИД Рижской Восточной больницы Инга Янушкевич:
«Поменялось «лицо» этого заболевания – категории пациентов. Если раньше мы четко знали, что это – группы риска, мужчины-гомосексуалы, люди, употребляющие наркотики, и так далее, то сейчас границы размыты. Это уже гетеросексуальная группа, жители страны в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие работу или учащиеся, имеющие семьи – поэтому важна предосторожность.
Это тенденция, характерная не только для Латвии, но и для всего мира. Мужчины, употребляющие наркотики, вели активную сексуальную жизнь, заражали женщин, болезнь эта «скрытная», она подолгу не дает о себе знать – поэтому женщина могла продолжать свой жизненный путь, у нее могли меняться связи, и она, не зная, что у нее эта инфекция существует, продолжала распространять ее. И теперь это вышло на уровень гетеросексуальных контактов».