Речь идет об условно-досрочном освобождении. В качестве дополнительного средства суд может назначить осужденному человеку электронный надзор. Он осуществляется по месту жительства заключенного. Человек обязан отбывать наказание, находясь по месту жительства, и выходить только в тех случаях, когда это согласовано со Службой пробации. На работу, в медучреждение и т.д.
«Каждый раз, когда ведется электронный надзор – составляется график. Фактически в нем предусмотрены дни, когда человек не выходит из дома, и свободные дни, когда он может выйти для перечисленных целей. Это техническое решение не позволяет следить за перемещениями человека – оно фиксирует нахождение его дома или вне его», – сообщил Папсуевич.
Польза от этой системы, во-первых, в постепенной интеграции человека в общество. Во-вторых, для семьи и близких – человек может выйти на условную свободу раньше, начать обеспечивать близких и заботиться о своей семье. В-третьих, финансовый вопрос – электронный надзор в сутки стоит дешевле, чем пребывание в местах лишения свободы. Но самым важным фактором, по мнению Папсуевича, является первый – интеграция осужденных в общество.
«У нас есть на руках опрос, где 70% респондентов [законопорядочных граждан] поддерживают такую инициативу и считают, что это может помочь людям успешнее вернуться в общество. (…)
Существует система детальной оценки перед тем, как человека освободить [под электронный надзор]. Электронный мониторинг в Латвии введен с 1 июля 2015 года. Через систему этой оценки прошло уже около 200 человек, но освобождены были только 51 из них. Итоговая оценка состоит из оценки, которой располагают тюрьмы, а также из детальной проверки Службы пробации на стадии, когда заключенный еще находится в тюрьме», - сообщил глава Службы пробации.
Что касается рисков, то, по его признанию, шанс, что риск рецидива с этой системой достигнет нуля – невелик. Но система оценки достаточно высокая. Из 51 освобожденного под электронный надзор только трое были отправлены обратно в места лишения свободы. За нарушения в соблюдении графика и за употребление наркотиков и алкоголя. Этот процент, по словам Папсуевича, совершенно адекватный – точно такой же, как в других странах.
«Система уже работает – к первому клиенту это было применено в августе прошлого года. Мы говорим о развитии ее. Сегодняшняя модель предполагает, что под электронный надзор могут попасть люди, побывавшие в местах лишения свободы. Сначала – тюрьма, а потом возможен мониторинг. Но если смотреть на опыт других стран, то следующий логический шаг в развитии электронного мониторинга – возможность применять его как самостоятельную альтернативу, не направляя людей в тюрьмы. Если это человек, не представляющий больших угроз для общества, то может появиться возможность применить электронный мониторинг к таким людям».
Именно в этом направлении сейчас работает Служба пробации совместно с Министерством юстиции.