КОНТЕКСТ
Праведник народов мира — почетное звание, выражающее благодарность государства Израиль и всего еврейского народа и присваемое неевреям, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Холокоста.
Решение о присвоении звания праведника принимает на сугубо индивидуальной основе особая комиссия под руководством судьи Верховного суда Израиля, действующей в при мемориальном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме. Признанные праведниками (или их потомки) получают медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме.
Признанные Яд Вашем Праведники народов мира — это выходцы из 44 стран; христиане всех конфессий и мусульмане, верующие и атеисты, мужчины и женщины, люди всех профессий и возрастов, образованные, профессионалы и неграмотные крестьяне, богатые и бедные. «Единственное, что их объединяет, это человечность и мужество, стремление в жестоких условиях террора сохранить лучшие нравственные качества», — гласит пояснение на сайте Яд Вашем. «Звание Праведник народов мира (...) является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла».
К 1 января 2016 года праведниками были признаны 26 120 человек, в их числе 6 620 из Польши, 5 516 из Голландии, 3 925 из Франции, 2 544 из Украины и 1 707 из Бельгии, а также 889 из Литвы, 618 из Белоруссии, 197 из России и 3 из Эстонии.
Корнилов (1888-1972 гг) жил в Латгалии, в окрестностях села Ругели и работал лесником. Он, вероятно, уже был знаком с некоторыми евреями, которые скрывались у него во время немецкой оккупации. Среди спасенных — бежавшая из Даугавпилса семья Кром: Абрам-Мордух, его жена Элла и дочери Сарра (живет в США) и Сусанна (живет в Германии).
Сусанна рассказала, что семья Кром оказалась в доме Корнилова после побега из даугавпилсского гетто. Она не знает, когда точно это случилось, но помнит, что они оставались в убежище у Корнилова до прихода советской армии (июль 1944 года).
Они, как и другие евреи, скрывались в построенном Корниловым подземном бункере. Входили в бункер через длинный и узкий туннель, начинавшийся в амбаре.
Женщина рассказала: как-то раз, зимней ночью, Корнилов отвёз её на телеге в лес, и там она видела покрытые снегом деревья над рекой. Эта картина остаётся в её памяти и по сей день.
Авраам Магид, по профессии зубной техник, перед войной женился, у четы было две дочери. После гибели семьи выбрался из Даугавпилса и скрылся в сельской местности, где ему помогали несколько местных семей, в том числе и Корнилов.
Судя по тому, что Магид рассказывал уже по окончании Второй мировой, он встречал у Корнилова и других евреев, в том числе семью Кром, дружеские отношения с которыми сохранил и после войны. Магид скрывался в других местах, к Корнилову же приходил на одну-две недели, когда в других укрытиях делалось небезопасно. Когда становилось ясно, что опасность миновала, Авраам покидал лесника.
Спаситель и спасённые продолжили общение и после окончания войны.
Две свидетельницы помнят, как Корнилов навещал их после войны. Белла Левин рассказала, что он был скромным человеком и никогда не хвастал тем, что спас людей от смерти, рискуя собственной жизнью.
Корнилов станет 136-м латвийцем, удостоенным звания Праведника мира.
В июне 1941 года в Латвии жило около 93 тысяч евреев. За время нацистской оккупации 1941-1945 гг. было убито более 70 тысяч латвийских евреев и более 20 тысяч евреев, депортированных в Латвию из других стран Европы.
С 1991 года в Латвии официально отмечается День памяти жертв геноцида еврейского народа — 4 июля. Главное памятное мероприятие из года в год проходит в Риге, на месте, где находилась построенная в 1871 году Большая хоральная синагога. В этот день в 1941 году храм вместе с пытавшимися укрыться там людьми был сожжен. В тот же день в Риге были разгромлены или сожжены все синагоги, кроме одной, было убито не менее 400 человек. Непосредственными исполнителями были местные пособники нацистов, в том числе и подразделения Латышской вспомогательной полиции безопасности под командованием Виктора Арайса, однако за организацией погрома стояли нацистские спецподразделения, тщательно фиксировавшие происходящее на кинопленку. В дальнейшем эти рижские кадры были использованы в кинопропаганде Третьего рейха — как «доказательство спонтанности гнева местного населения».
В советское время руины Большой хоральной синагоги были снесены, и ее месте разбили сквер, в центре которого поставили районную доску почета. В конце 1980-х гг. были произведены раскопки, и в 1993 году при поддержке правительства Латвии, еврейских организаций и частных лиц из многих стран мира открыт мемориал.