В сибирском Ачинске говорят по-латгальски

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В этом году Ачинское латгальское общество отмечает десятилетие. «Обнаружение» сибирских латгальцев в самом начале XXI веке стало без малого сенсацией — ученые и студенты потянулись туда, чтобы записать язык, зафиксировать жизненные истории и... найти родственников, рассказывает Latvijas radio в передаче Pi myusim Latgolā.

Исследования начались в известном смысле благодаря энтузиастам Отделения балтистики С.-Петербургского государственного университета. Планируя экспедицию в Сибирь, они предложили принять в ней участие ученым Латвийского университета.

Профессор ЛУ Лидия Лейкума со своими студентами уже с 2004 года постоянно ездит в экспедиции в Сибирь — и не перестает удивляться возможности слышать латгальскую речь, улавливать отличия говоров и ощущать ту самую сердечность, и в наши дни свойственную и находящейся за тысячи километров Латгалии.

Чтобы использовать этот ресурс, вам необходимо согласиться с применением файлов cookie.

В этом году поездка отличается, однако, тем, что участников было меньше — но не ехать было нельзя, хотя финансовая поддержка была ничтожной. В Сибири отмечались два юбилея: 10 лет Ачинского латгальского общества и 10 лет традиции совместного празднования Лиго латгальцами Сибири и Латвии.

В Ачинском обществе 60 активных членов. Возродить традиции Янова дня помогли участники латвийской экспедиции.

«Опять приехали на Лиго, небольшой группкой, четыре энтузиастки из Латгалии — три фольклористки и языковед. Ясно, что руководителям фольклорных коллективов обязанности на Янов день раздают прямо на месте, но тамошним празднование доставило куда больше радости», — рассказала Лейкума.

«Затрудняюсь сказать, какая это была по счету поездка для нас. Может, двенадцатая. Куда важнее, что это был 10 раз, когда сибирские латгальцы в своих коллективах собрались на Лиго. И десятилетний юбилей Ачинского общества, названного центром латгальской культуры Красноярского края», — рассказала о поездке этого года профессор Лейкума.

До 60-х годов ХХ века Янов день для сибирских латгальцев был, по сути, единственным в году, когда люди собирались вместе — плести венки и угощаться сыром. Поздравить надо было и близких, и далеких Янисов, так что за ночь проходили значительное расстояние. Однако затем ситуация изменилась: стремительно менялся образ жизни.

В последние годы положение опять улучшилось: власти демонстрируют доброжелательное отношение и поддерживают проявления национальной культуры. «В Ачинской библиотеке была выставка, мы там выступали», — вспомнила первые поездки в Сибирь Лидия Лейкума.

Как уже писал Rus.lsm.lv, латышская диаспора в Сибири начала формироваться еще в начале XIX века — за счет ссыльных. Вся дальнейшая история диаспоры представляет собой чередование вынужденных и добровольных волн переселения. В конце XIX века в край хлынул поток добровольцев, которым царское правительство предоставляло бесплатную землю. После революции 1905 года в Сибирь попали многие ссыльные, а также люди, освободившеися с каторги. В 1920-е здесь селились некоторые красные латышские стрелки, к которым в 1930-е добавились репрессированные сталинскими «органами» латыши. Наконец, сюда были направлены люди, без суда и следствия высланные из Латвии в 1941-1949 годах. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 2184 латыша и 577 латгальцев (российская система статистики считает латгальцев отдельным этносом).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное