Истории тех, кто проходит реабилитацию в центре Saulrīti, похожи. У Беатрисы были проблемы в семье, затем плохая компания, сигареты, алкоголь. Дважды она попадала в больницу на грани смерти. Но то, что ей нужна помощь, девочка осознала, лишь проведя месяц в Saulrīti.
«Сейчас я уже сама решила, что надо, так как я хочу закончить этот класс. Я знаю, что могу хорошо учиться, просто в школу не ходила»,
— рассказала она.
Виктория из хорошей семьи, но с отчимом отношения не заладились. А дальше все, как у Беатрисы. Избавиться от алкогольной зависимости они решила после последнего побега из дома.
«Когда у мамы была угроза выкидыша и я думала — это из-за меня. Тогда я решила, что все, надо меняться. У меня брат младший. Я ему показываю плохой пример, и младшая сестра», — поделилась Виктория.
Никита курил с первого класса. Позже в детдоме к сигаретам прибавился алкоголь, бензин и клей.
«От этого тоже хорошо в мозг входило, и чувствовал себя безупречно. А потом я понял, что это не нужно»,
— пояснил он.
Арнольд впервые напился тоже в 7 лет вместе с братом — переживал из-за смерти отца.
«Затем употреблял алкоголь с компанией. А однажды друг угостил спайсом, и я сразу попал в больницу с передозировкой. Меня еле откачали. ... Выносил вещи из дома в ломбард, еще мы били людей на улице — деньги отнимали, чтобы спайс купить», — рассказал подросток.
Арнольд в Saulrīti во второй раз, вернуться сюда решил по собственной воле. Понял, что дома из дурной компании не вырваться.
Специалисты говорят — в том, что происходит с детьми, виноваты взрослые. И не только родители.
«Они приходят к нам обиженные на весь мир — и ответственность на взрослых. Взрослые видят, что подростки курят, так ещё и сами покупают им выпивку, и там рядом везде наркотики. Взрослые все видят, а какая реакция?» — пояснила социальный работник Кристине Краукле.
«Со временем дети понимают, что здесь не тюрьма, нет ни решеток, ни замков. У нас много занятий вне здания — спортивные, ездим в бассейн, ходим гулять»,
— рассказала Элине Гулбе, руководитель Saulrīti.
За добрые дела — плюсы. За провинности — минусы. Плюсы дают возможность посетить концерт, бассейн, позвонить родителям и даже съездить домой. Реабилитация длится от полугода по полутора лет. Цель педагогов — научить детей ответственности.
«Сперва за свою кровать, комнату, потом за кроликами присматривать — учиться ответственности за свои слова, поступки. Здесь нет уборщиц, садовника, все сами делаем. И они хозяева этого дома. И надеемся, что в будущем — хозяева своей жизни»,
— добавила Краукле.
Хотя детей с зависимостями — тысячи, в центре есть свободные места. Сейчас там проходят реабилитацию 11 подростков.