В прошлом году 151 ребёнок из Латвии нашёл новую постоянную семью. Из них 49 детей — усыновили за рубеж. Большинство из усыновлённых – младше десяти лет. Таковы официальные данные Министерства благосостояния. Но тут говорят, что делать выводы на основе одних лишь цифр — некорректно.
«Возможно, многие делают выбор в пользу статуса приемной семьи, и я это полностью понимаю, так как такие семью получают большую финансовую поддержку. Но хорошая новость в том, что детей в учреждениях ухода становится меньше. Люди начинают смелее брать в свои семьи детей с проблемами, нарушениями и особыми нуждами», - отметила руководитель бюро министра благосостояния Линда Бальчуне.
Кроме того, в конце прошлого года вступил в силу запрет на усыновление за границу детей из приемных семей. Однако его вклад в статистику не столь существен, отмечают эксперты. В обществе опекунов Azote говорят — порой усыновлению мешает сама система усыновления, когда потенциальные родители порой даже не видят детей.
«Как выглядит усыновление? Когда человек хочет стать усыновителем, проходит весь этот процесс, потом он идет в Министерство благосостояния, ему дают бумажку, на которой сказано — вот, такие дети у нас доступны. Он видит бумаги, видит историю его, он видит историю болезни, чем он болеет, там нет личности. Если мы смотрим на опекунство, то там есть ребёнок, там есть картина», — пояснила член правления общества опекунов Azote Инесе Фецере-Антипина.
Длинный список болезней может отпугнуть семью, и она даже не захочет увидеть этого ребёнка, хотя не исключено, что он сам отлично справляется и не требует ежеминутной заботы и ухода.
На эту проблему указывает и эксперт программы поддержки Plecs Лига Тетере. Там в прошлом году организовывали неформальные встречи потенциальных усыновителей с детьми:
«В прошлом году мы устроили девять встреч, в которых участвовали более 70 детей из детских домов и более 50 семей. Таким образом, когда мы идем в походы, играем в игры на ориентирование и много времени проводим на природе, семьи могут увидеть ребёнка вживую».
Результаты этих встреч будут известны в этом году, и не исключено, что пополнят статистику уже этого года.
Данные о том, сколько детей ещё находятся в учреждениях, а сколько обрели приемную семью или опекунов, будут доступны в марте.