В мире все чаще говорят о вымирании пчел. Поэтому необходимо наблюдать за тем, что происходит у нас, в Латвии, и выяснить, увеличивается или снижается многообразие пчел.
Сотрудник научного института охраны растений Латвийского сельскохозяйственного университета Янис Гайлис уже третий год изучает пчел и их многообразие.
«Пчела – это не только медоносная пчела, которая несет мед в улей. В Латвии встречается около 300 видов пчел. И только один вид приручен как медоносная пчела. Все остальные – дикие пчелы, которые живут вокруг нас», - пояснил Гайлис.
Шмели, например, тоже входят в группу пчел, каковыми, по сути, и являются, отметил Гайлис.
Цель исследования – выяснить, какие пчелы встречаются на сельскохозяйственных площадях, в фруктовых садах, рапсовых и других полях.
«Сейчас актуален вопрос, не вредит ли сельское хозяйство окружающей среде, в том числе пчелам. Появляются сигналы, что пчелы вымирают, и некому будет опылять культурные растения. Потому важно следить за тем, что происходит в Латвии, увеличивается или уменьшается наше многообразие, как ведут себя дикие пчелы», - пояснила директор Научного института охраны растений Виктория Загорска.
Целенаправленные исследования пчел в Латвии раньше не проводились. Сравнивая с другими группами насекомых, например с жуками, изучение пчел было намного менее интенсивным, поскольку исторически исследователей привлекали другие насекомые.
В рамках исследования каждая пойманная пчела тщательно изучается, определяется ее порода. Иногда это можно сделать только при детальном изучении под микроскопом.
«Раньше в Латвии был список пород пчел. Когда подняли свои исследования, обнаружили, что некоторые породы, что мы нашли, в этом списке не фигурируют. Например, есть виды, которые больше характерны для районов Средиземного моря или южной части Европы. Это очередные индикаторы глобального потепления. С другой стороны, нашли шмеля, которого немцы называют таежным, поскольку его главный ареал обитания – это тайга», - говорит Гайлис.
Мониторинг пчел будет проводиться в долгосрочной перспективе, и только тогда можно будет сделать выводы, что происходит с популяцией пчел.
«Немцам понадобилось около 25 лет, чтобы понять, что биомасса летающих насекомых сокращается и нужно бить тревогу. Мы это изучаем только три года. Нужно немного потерпеть», - признал Гайлис.