В питомнике Jugla сбор шишек начался в январе — здесь около 1000 деревьев. Это особые привитые сосны, которые дают хороший урожай.
«Самое лучшее время — когда шишки получают первый мороз, они уже становятся готовыми. Мы собираем шишки, чтобы у них были семена внутри, а внутри они только осенью и зимой, весной они открываются и сами высеиваются. Это уже не для нас», — Зайга Саулая, глава участка семян и саженцев Западной Видземе Latvijas valsts meži.
Сидеть на дереве и, как белка, собирать шишки не нужно. Их обрывают уже со спиленных веток. Такая обрезка нужна и для того, чтобы дерево не разрасталось и получало больше света. Из-за этого сосны в питомнике выглядят весьма экзотично.
«Был звонок от одного господина: он спрашивает, где такие деревья можно купить. Я говорю: «Нельзя их купить, просто посадите сосну — и всё время делайте обрезку, через сколько-то лет будет». Он говорит: «Ой, нет, я хочу такую сразу у дома». Это простая сосна, человек проезжает рядом и думает, что это какая то специальная», — добавила Саулая.
Враги хорошего урожая — заморозки во время цветения сосны и вредители: сосновые пильщики поедают хвою. А вот птицы большого урона не приносят — сотрудники вспоминают только один такой случай.
«Весной оценивали урожай сосны, казалось, что будет хороший, шишки были. Но прилетели какие-то маленькие птички — никто не знал, кто такие — и они наши шишки все склевали, и они упали несозревшие», — рассказала Саулая.
«В этом году красивый урожай. Я работаю на сборе шишек 5 лет — это приятная работа, на свежем воздухе всё время, тишина», — поделился Алвис Ковисарс, работник Latvijas valsts meži
Когда со спиленных веток соберут все шишки, ветки измельчат и оставят на плантации как удобрение.
А шишки отправятся в специальные сушилки, где под воздействием тепла урожай раскроется и отдаст семена. Их отвезут в хранилище. Оттуда часть семян каждый год передаётся в питомники для выращивания саженцев. В прошлом году Latvijas valsts meži вырастили более 56 миллионов саженцев сосен: половину высадили в латвийских государственных лесах для их восстановления, остальные были проданы частным лесовладельцам и экспортированы в Швецию.