В ближайшие недели в Латвию должны прибыть новые соискатели убежища – те, кого Латвия обязалась принять официально – помочь и интегрировать. Между тем, в центр беженцев «Муцениеки» продолжают прибывать неофициальные соискатели нового дома, и их латвийские власти высылают обратно на родину.
Халгут приехал с севера Ирака, где по его словам, боролся против «Исламского государства» в рядах курдских вооруженных сил «Пешмерга» и был ранен. В качестве доказательства предъявляет фотографию в телефоне: «Хочу жить здесь как человек. Ночью мне все еще снятся взрывы».
Еще один боец курдских формирований «Пешмерга» - Карзан, за его плечами – девять классов образования. Карзану также отказали в статусе беженца: «Курды сейчас получают отказ чаще всего. Почему? Мы не знаем. Нам просто говорят – ваша страна в безопасности. Но если люди не могут показать на карте мою страну, как они могут говорить, что там безопасно?».
В его документах значится, что он незаконно въехал на территорию Латвии осенью прошлого года. Если человек получил отказ, то в течение тридцати дней ему нужно покинуть страну или обжаловать решение в суде, но Карзан не спешит уезжать из Латвии. Живет в центре «Муцениеки», безработный, ищет юриста:
«Нам нужно немного человечности и уважения. Я понимаю, что в Латвии есть те, кому мы не нравимся, но есть и те, кто нам помогает».
В центре Kaņepes много юристов-волонтеров – они разговорчивы с беженцами, но в основном не идут на контакт с журналистами, объясняя это тем, что не хотят потом общаться с Полицией безопасности.
«Интересно узнать их истории – что им пришлось пережить и что они делали. Я хочу им помочь, потому что теперь знаю, что происходит в странах, откуда они бегут», - сообщила Бриджит, волонтер.
Из Конго через Марокко, Германию и Россию – в Латвию – такой маршрут у Седрика и четырех его друзей, которым тоже отказали в статусе беженца. Бегут в Европу не от войны, а от нарушений прав человека.
«В 2011 году я выступал против итогов президентских выборов в Конго. В 2012 году я отправился в Тунис, а потом вернулся в Конго, надеялся, что проблем уже не будет. Но все осталось как и прежде», - рассказал о своей проблеме Седрик.
В общем, наша страна мало привлекает соискателей убежища. За минувший год прошений о получении статусе было подано всего 328, из них альтернативный или статус беженца получили только 29 человек.
Как уже писал Rus.lsm.lv, руководитель Культурного центра Kaņepes Лиене Юргале – активный член группы «Хочу помочь беженцам» и считает, что деятельность волонтеров в данном случае – показатель здоровья общества. Волонтеры уже с лета 2015 года выполняли обязанности государства в распределении набора продуктов и гигиенических принадлежностей среди соискателей убежища, расположенных в центре «Муцениеки». Государство включилось в этот процесс только в январе 2016 года.