В Даугавпилсе презентовали еврейские письма #ГородD

Обратите внимание: материал опубликован 4 года и 9 месяцев назад

В краеведческом и художественном музее прошла презентация сборника писем евреев периода Второй мировой войны «Сохрани мои письма». Книга издана российским научно-просветительским центром «Холокост» (Москва), и в ней опубликованы десять писем с фронта даугавпилсского краеведа Залмана Якуба (1919-2009).

На презентацию приехал один из составителей сборника, руководитель архивного отдела центра «Холокост» Леонид Тёрушкин, которому Rus.Lsm.lv задал несколько вопросов.

- Как сложилось сотрудничество центра с Латвией и в частности – с Даугавпилсом?

- Мы давно активно сотрудничаем со своими друзьями и коллегами в основном в Риге. Если мы говорим о постсоветском пространстве, то, как мне кажется, латвийские историки больше других сохранили связи с Москвой. Я говорю о научных и культурных связях. Да, политики не дают друг другу прохода, отношения между Россией и Латвией сложные, но при этом многие важные связи сохранились, тут еще надо добавить Израиль и США, и получается такой крепкий коктейль.

У нашего центра много друзей в Латвии. К сожалению, пару лет назад ушел из жизни историк Григорий Смирин, мы лично дружили. Кроме того, надо понимать, что многие латвийские евреи осели в России, мы вот тут час назад вспоминали общих знакомых с коллегами из вашего музея. В Риге ежегодно, иногда и несколько раз в год, проводятся научные конференции, посвященные истории евреев и Холокосту, нас всегда приглашают и музей Рижского гетто, и музей «Евреи в Латвии». Ничего подобного не проводят, например, ни Вильнюс, ни Варшава.

Готовя «Энциклопедию Холокоста», как мы могли пройти мимо многих населенных пунктов Латвии, мы ведь писали о Холокосте на территории бывшего СССР? Сотрудничали со Смириным, с вашим Иосифом Рочко.

В Даугавпилсе я впервые, это, конечно, мой недостаток. Пару лет назад на конференции в Риге я познакомился с сотрудницей вашего музея Инетой Кульшей, она рассказывала о Залмане Якубе, о его письмах. Я, естественно, заинтересовался, попросил копии писем и еще больше информации о Якубе. Через несколько недель Инета прислала мне копии, часть писем была на идише, мы привлекли переводчиков и включили письма в пятый по счету сборник, который был издан буквально месяц назад. Сборники мы издаем с 2007 года, собираем письма евреев периода Второй мировой войны. Это свидетельства людей из разных уголков Советского Союза и Польши В каждом сборнике присутствовали или евреи Латвии, или евреи – выходцы из Латвии, покинувшие родину до Второй мировой и ушедшие на фронт из других мест.

Мы не собираемся останавливаться, у нас уже есть материал для шестого сборника, когда он выйдет, я пока точно сказать не могу. Кстати, там есть очень интересный семейный архив из Риги. Он хранился у женщины, внучка которой живет в Москве, наш центр познакомился с внучкой, в несколько приемов мы привезли архив из Риги, сняли копии. Это письма военного корреспондента по фамилии Рабинович, псевдоним Горский; письма и дневники. Вообще письма важны в первую очередь тем, что в них часто нет той самоцензуры, которая потом появилась в воспоминаниях, ведь любое письмо могло стать последним.

- Некоторые в Латвии хотят сделать 16 марта официальным Днем памяти легионеров. Что вы думаете об этом?

- Шествие легионеров – безобразный факт, разумеется. Он не красит Латвию. С другой стороны, это прибежище маргинальных элементов, которые нашли себе вот такой праздник. В Германии тоже есть некоторые любители отмечать 20 апреля (день рождения Гитлера – Л. В.), но германское законодательство не позволяет им безнаказанно выйти на улицу. Шествие легионеров – чисто политическая провокация, несущая нестабильность и самой Латвии, и очередной скандал с Россией. В этот день маргинальные группировки демонстрируют свою политическую и историческую ущербность, на это и надо смотреть как на парад маргиналов. Может быть, это даже полезно – увидеть их один день в году. Нормальные страны Евросоюза имеют достаточно жесткое законодательство, которое преследует отрицателей жертв нацизма, отрицателей Холокоста. Как я уже сказал, в Германии вот так не пройдешься.

- В современной России есть антисемитизм?

- К сожалению, он есть, как и во всем мире. Периодически появляется информация об осквернении еврейских кладбищ в Европе. В России антисемитизм такой … интернет-бытовой, подогреваемый некоторыми, мягко говоря, не очень умными политиками, позволяющими себе антисемитские высказывания. Но эти высказывания общественность не поддерживает. Антисемитизм, как и прочая гадость, слит в интернет, однако еврейские кладбища в России не оскверняют, на синагоги и еврейские общины не нападают. Нынешняя власть очень благосклонна к евреям.

Персона

Залман Якуб родился в Двинске в небогатой еврейской семье, отец был мастером на все руки и считал ремесло вполне подходящим занятием для старшего сына. Однако Залман, хоть и выучился на мебельщика, выбрал иную стезю - изучение истории города. Первые заметки он опубликовал еще до войны. Далее был призван на фронт, в рядах советской армии дошел до Берлина, отмечен 17 наградами, в том числе орденом Отечественной войны I степени.

После войны Якуб вернулся в родной город. Часть семьи, которая успела эвакуироваться, выжила, остальные родственники - около 70 человек - погибли в Даугавпилсском гетто. Потрясенный молодой человек начал собирать материалы о гетто, за что быстро был вызван в КГБ, где объяснил, что просто хочет выяснить судьбу своих родственников, сохранить о них память... Впервые очерк о Даугавпилсском гетто был опубликован в 1987 году в единственном выходившем на идише в СССР журнале «Советиш Геймланд» («Советская родина») в сокращенном виде. На русском эта работа увидела свет лишь в 1993 году.

Изучению истории Даугавпилса Якуб посвятил всю жизнь. Его интересовал преимущественно «еврейский вопрос», но не только: есть очерки и о Динабургском замке, Динабурге в войне 1812 года, строительстве города и т. д. Краевед много работал в архивах, вел обширную переписку.

По словам историка и краеведа Иосифа Рочко, за 60 лет Якуб опубликовал более 600 заметок, статей, очерков о родном городе. Он печатался в 60 газетах и журналах Риги и Москвы, в Биробиджане, в Израиле, США, Франции, Польше. Написал Якуб и пьесу «Восстание в Собиборе», до сих пор не опубликованную и не поставленную.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное