В одну из четырех европейских школ Брюсселя ходят 150 латышских детей. Они учатся на французском и английском языке — латышский изучают только час в день.
Опрошенные дети рассказали, что с удовольствием учились бы на латышском: по-английски и по-французски — трудно. Однако решение принимают родители, которые выбрали для детей нелатышские потоки.
Заявки в европейскую школу подали трое латышских детей. Но, когда учебное заведение предложило им места, родители всех троих заявления забрали, рассказали в школе.
При этом латышских детей в Брюсселе хватает — это очень хорошо видно в подготовительной группе. Ребята, которые туда ходят, в следующем году чисто теоретически могут сформировать латышский поток — группу для четырехлеток и первый класс. Однако проведенный несколько лет опрос свидетельствует: 98% родителей — против создания латышского потока.
Родители уверены: возможность учиться на иностранном языке дает их детям хорошие перспективы в будущем. Однако латвийцы — одни из немногих, оставшихся без своего потока, в отличие, например, от литовцев и эстонцев.
При этом родители беспокоятся: при создании латышского потока в классе будет так мало детей, что их придется объединять — как в сельских школах.
Гуна Заке-Балта, представитель латышских родителей, рассказала: в случае, если дети учатся в английском, французском или немецком потоке, за их педагогов платят Германия, Франция и Англия. Были годы, когда родители из этих стран активно протестовала против подобной практики.
Именно поэтому создания латышского потока хотят и англичане, и французы, и руководство европейской школы — но не сами латвийцы. То, что маленьких латышей стремятся отдать в английский или французский класс, подтверждает и директор школы. Он, однако, беспокоится по поводу идентичности детей.
В следующем году предпримут очередную попытку создать в европейской школе латышский поток — но неизвестно, удастся ли это сделать.