Кровля «Максимы» рухнула в четверг вечером, а уже в субботу было создано агентство одной остановки, куда могли обращаться потерпевшие. Никто не смотрел, кому и что нужно делать и сколько часов работать.
По словам госсекретаря Минблага Иевы Яунземе, такая сплоченность в госуправлении должна быть каждый день.
"Если у нас большая трагедия, мы можем сплотиться, а по мелочам – трудно. Хотелось бы, чтобы у нас было больше общих целей. Надо сказать, что в процессе работы над трагедией наши отношения улучшились. Думаю, это хорошо для дальнейшей работы", - сказала госсекретарь.
Все что было предусмотрено, было сделано, отмечает Яунземе. Около миллиона евро ушло на компенсации родственникам и близким погибших: по 14 тысяч евро за каждого, чья жизнь оборвалась в тот трагический день. Несколько случаев наследования еще рассматриваются в суде. Без очереди были предоставлены услуги социальной реабилитации и психологическая помощь. Этим еще не воспользовались 150 человек, подавших заявку, но они могут это сделать в любой момент.
Общество тоже не осталось в стороне. В первые часы после обрушения на месте трагедии начали работать добровольцы. Едва ли не каждый, кто оказался рядом, спешил предложить свою помощь, вспоминает Имант Бурвис, у которого под обломками крыши «Максимы» погиб сын.
Практически сразу люди начали собирать пожертвования для пострадавших и семей погибших. В короткие сроки, за две недели, была собранна огромная сумма денег – миллион латов. Еще осталось 300 тысяч евро, которые пойдут на специфические нужды жертв трагедии: например, реабилитиацию за границей. Руководитель благотворительной организации Ziedot.lv Рута Диманта отмечает, что это трагическое событие изменило отношение части общества к пожертвованиям и благотворительности.
Есть еще один аспект: осознавая общее горе, легче пережить свое. Это поняли те, кто 21 ноября потерял своих близких. Так сначала стихийно, затем официально появилось общество «Золитуде 21.11», которое сейчас насчитывает более 200 человек.
Регина Лочмеле, ныне депутат Сейма, не могла просто обсуждать произошедшее в Facebook. Заявив, «Это была моя Maxima», она стала искать людей, жизнь которых разделилась на «до и после» трагедии, чтобы узнать, чем им можно помочь. Было налажено прямое сотрудничество с Ziedot.lv – для целенаправленного распределения пожертвований. Сейчас общество помогает тем, кому по закону помощь государства и самоуправлений не полагается. Решает вопросы имущественного права гражданских супругов погибших или права опеки над ребенком, который не был усыновлен до трагедии. Или другие проблемы, от которых чиновники, ссылаясь на букву закона, отмахиваются.