Такая «Жизнь сегодня»: как поддержать близкого, которому поставили диагноз «рак»

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Онкопсихология – новое формирование на стыке психологии, онкологии и этики. Люди, столкнувшиеся с онкологическим заболеванием, переживают страшное потрясение от прямого столкновения со смертью. Но близкие и сам больной не всегда могут справиться с психологической нагрузкой, сопутствующей болезни, рассказал психотерапевт, руководитель психологического центра Vitality Дмитрий Лицов в передаче LTV7 «Жизнь сегодня».

Ранее в Прибалтике, по словам Дмитрия Лицова, не было специализированной психологической помощи для больных раком. Он заверил, что за 7 лет практики онкопсихологии его только второй раз пригласили на интервью. Лицов считает, что причиной этого – стереотипы, которые строятся вокруг онкологии.

Люди боятся говорить об этой болезни. «Онкология в развитых странах мира перешла в разряд хронических болезней и при раннем диагностировании, на первой-второй стадии, успешно поддается излечению.

Главное препятствие – это страх смерти, который делает человека, попавшего в эту критическую ситуацию, достаточно одиноким (…) Такое впечатление, будто человек, который заболел, спустился с Марса (…) не стоит к человеку с таким диагнозом относиться, как к сломанной вазе», – сообщил психотерапевт.

Нельзя сказать, что онкопсихология – точная наука, уверяет доктор, но общие закономерности в протекании болезни она определенно прослеживает.

«Первый этап – шок и отрицание. Практически со всеми случается. Это нужно принять и близким людям.

Второй этап – фаза гнева. Человек злится на врачей, на себя, на близких. Продолжается неделю-две. Этот гнев нельзя «придушить». Родственники начинают корить заболевшего: мол, как так, нам всем плохо. И так нельзя – ведь это нормально (…)

Третий этап – период торга. Я был неправ по жизни – и я перестану что-то делать [и так выздоровею]. В конечном итоге, многие прибегают на этом этапе к помощи целителей. Чтобы перенести на кого-то ответственность. И бывают случаи, когда люди даже бросают основное лечение.

Четвертый этап – депрессия. После потери здоровья, перспективы, былой жизни. Диагноз делит жизнь человека пополам. И здесь не стоит подходить к больному с оптимизмом. Просто нужно побыть рядом, в поле зрения – касания легкие, сделать чай. Какие-то самые простые вещи, которые на самом деле глубоко трогают человека.

Пятый этап – принятие реальности такой, какая она есть. Одно из оснований подлинной и полноценной жизни. Именно здесь человек может мобилизовать свои усилия на борьбу с болезнью. Вопросы «За что мне это?» и «Кто виноват?» сменяются на «Что делать?» и «Что я могу с этим сделать?», пояснил специалист.

С родственниками раковых больных центр онкопсихологии Лицова тоже работает. Многие задаются вопросом, как поддержать человека в такой страшной ситуации. Когда человеку ставят диагноз, он шокирован. Близкие тоже испытывают страх, и «в этот момент происходит искажение отношений между близкими. Страх вызывает стену отторжения и отстраненности между близкими», - поясняет врач.

Больной раком видит, что его друзья, близкие и знакомые отстраняются от него, и он перестает говорить о своей болезни. Чтобы не травмировать близких. А эта мнимая забота все портит, уверяет он.

«Любой вопрос о смерти – это вопрос о жизни. И если человек говорит о тревогах, то он открыт к жизни. И это [действительно] хороший повод для жизни. Не нужно говорить такому человеку: «Я тебя понимаю» – нет, не понимаете. Или излучать псевдооптимизм: «Все будет хорошо» – так делать не стоит (…) Помочь можно только психологическим контактом.

Рак – это не смерть, а то, как мы к нему относимся. Тревоги и чувство вины, сопутствующее болезни. Нельзя давать советы (…) Важно просто быть с близким человеком (…) быть в настоящем моменте».

Онкопсихологи, как оказалось, советуют близким больного прежде всего позаботиться о самих себе. Чтобы у пациента не усугублялось чувство вины – они не могут жить нормально из-за моей болезни, думает больной. А его близкий человек думает, что, если он где-то в веселой ситуации засмеялся, то виноват в своей воле к жизни. Это не призыв к позитивному мышлению, заверил психотерапевт, потому что позитивное мышление – самообман.

Часто человек с крепкой иммунной системой, заболевший раком, пережил за некоторое время до болезни какое-то потрясение. Потерю ценности – развод, смерть близкого и т.д. «И он запускает механизм [моральный] против себя», – сообщил врач. По его наблюдениям, как больные, раковые клетки организма пожирают здоровые, так и сам человек, как нередко выясняется на сеансах психотерапии, угрызает себя за что-то, за какую-то прошлую жизненную ситуацию. Избавиться от таких самобичеваний для больного большое благо.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное